В серии статей разберем адаптацию с разных сторон: как выстроить коммуникацию и не «переавтоматизировать», как подготовить наставников.
А начнем с контента. Пройдемся по этапам адаптации и посмотрим, какие задачи нужно решить и какой контент подготовить.
Этап 1. Пребординг
👉 Пребординг
Предварительная адаптация будущего сотрудника в период, когда он уже принял оффер, но еще не вышел на работу. На этом этапе обычно решаются формальные вопросы: подготовка документов, рабочего места и техники.
Задача на этом этапе: подстраховаться от потери кадра. У человека могут быть и другие предложения, а еще страхи по поводу новой работы. Важно разобраться с «белыми пятнами» и подогреть интерес к компании.
Какой контент подготовить:
Приветственное письмо-инструкция для первого рабочего дня. Расскажите, как добраться до офиса, что взять с собой, кто встретит. А если работа удаленная — в какие чаты и программы зайти, кто познакомит с командой, к кому можно прийти с вопросами.
Шутливый лонгрид о «внутрянке» процессов компании. Поделитесь инсайдерскими подробностями — это поможет снять напряжение и почувствовать себя своим человеком.
Лонгрид о ценностях компании. Расскажите о миссии, рабочих принципах, отношении к клиентам. Новому сотруднику будет проще понять, куда он выйдет на работу. А если он найдет точки пересечения со своими ценностями — успеет влюбиться в компанию.
Совет: не стесняйтесь рассказать сотруднику о быте. Например, где пообедать и можно ли курить.
Результат: специалист ждет выхода на новую работу и знает о компании больше, чем можно найти в поисковике.
Этап 2. Онбординг: знакомство с компанией
👉 Онбординг
Комплекс мероприятий для новых сотрудников. От встреч и прогулок по офису до обучения. Стартует с первого рабочего дня. Часто онбординг употребляют как синоним слова «адаптация», потому что культура пребординга пока только приживается.
Задача на этом этапе: превратить нового человека в «своего». Новый сотрудник может быть не до конца уверен, что компания ему подходит: вдруг не впишется в коллектив, не устроят процессы. Важно помочь ему освоиться и «осесть». И следующий этап — включение в работу — пройдет быстрее.
Какой контент подготовить:
Приветственное видео от руководителя компании. Протранслирует новому сотруднику, что в компании вовлеченное руководство и его ждали на всех уровнях.
Краткая история компании. Например, в формате инфографики про этапы развития и главные успехи — так историю будет интереснее изучать и проще запомнить.
Сценарий адаптации. Какие этапы предстоят, задача и содержание каждого этапа.
Лонгрид о рабочих тонкостях. Инфографика со структурой компании плюс рассказ о принципах взаимодействия в команде.
Инструкции по работе с корп-инструментами. Все про мессенджеры, таск-трекеры, базу знаний и другие общие инструменты: инструкции по работе плюс полезные лайфхаки.
Гид по продуктам / услугам компании. Общая презентация, которая погрузит в самое главное. Даст понимание, чем занимается компания и в чем уникальность ее продуктов / услуг.
Курс по технике безопасности. Здесь лучше подойти творчески. Вряд ли кто-то освоит 10 листов инструкций. Другое дело — курс с ироничными картинками, наглядно объясняющий, почему нельзя вставать на стул с колесиками.
Совет: дайте сотруднику возможность раскрепоститься. Например, поиграть, самостоятельно поразмышлять над жизненными историями, поделиться своим мнением.
Результат: новый сотрудник понял и прочувствовал, каково работать компании. Если решает остаться, переключается из режима «в пассивном поиске» в полноценный рабочий режим. Если что-то не устроило — уходит в безопасный момент, когда еще не успел влиться в дела.
Этап 3. Онбординг: включение в работу
Компания перестала быть для нового сотрудника чужой и непонятной — хорошая почва для погружения в дела. Благодаря предыдущим этапам оно пройдет с большим вовлечением и осознанностью.
Задача на этом этапе: дать сотруднику знания и помочь развить навыки, которые нужны для выполнения его рабочих обязанностей.
Какой контент подготовить:
Оргвопросы. Опора, которая помогает разобраться, как организована работа и какие в компании стандарты: должностные инструкции, проектная документация, описание процессов, tone of voice.
Инструменты. С общими инструментами сотрудник уже знаком, время специфических. Освоить их быстро и самостоятельно поможет наглядный контент с уклоном в практику: скринкасты и тренажеры по ПО, а не просто текстовые инструкции.
Навыки. Курсы и программы, которые помогут развить (а сильным — укрепить) необходимые в работе навыки. Например, как коммуницировать с клиентами, работать с возражениями, давать обратную связь.
На предыдущих этапах программа была универсальной. На этом — индивидуальная, все зависит от того, какого специалиста и на какую должность готовите.
Совет: когда речь идет о развитии навыков, не забывайте об их отработке и проверке. Для этого используйте тренажеры, упражнения и, конечно, рабочие задачи.
Результат: сотрудник успешно прошел тест и может работать самостоятельно. Полностью или с частичной подстраховкой коллег, в зависимости от его уровня и сложности работы.
👇 Продолжение следует
Чтобы адаптировать нового сотрудника, мало просто разработать контент, выдать ему и ждать готового специалиста. В следующих статьях разберем, что еще нужно для эффективной адаптации. Не переключайтесь.
Отлично!
Спасибо! Наш менеджер скоро свяжется с вами.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram с полезной информацией про обучение.