Садись, эффективен: 6 моделей оценки эффективности обучения
Сила компании — сильная команда. Чтобы сотрудники наращивали силу, их нужно регулярно обучать. И делать это не просто для галочки, а эффективно.
Как оценить, эффективно ли прошло обучение? Много умных людей пытались изобрести модель оценки. Кое-что осталось в вечности. Эти модели мы сейчас и разберем: суть, плюсы и минусы. Поехали.
1. Модель Киркпатрика
рабочий динозавр
Модель-динозавр, ей уже больше полувека, и в современных реалиях она немного «наивна». Но дожила до наших дней и до сих пор используется, потому что там хорошо все продумано. Есть 4 ступени, на которых надо останавливаться и оценивать конкретные моменты:
Реакция — как учащиеся реагируют на обучение. Если что-то стопорится, непонятно — дорабатываем. Плохие показатели тут угрожают хорошему результату.
Усвоение — как учащиеся усвоили материал. Проводим проверочный тест и прочие ритуалы.
Поведение — как отучившиеся работают после курса. Повысилась эффективность, скорость или что там было нужно?
Результат — подводим общий итог. Какую пользу принесло обучение, ваши задачи решило?
👉 Плюсы модели
Оценка по Киркпатрику превращает обучение в бизнес-инструмент — нечто не абстрактно развивающее, а осязаемо полезное.
👉 Минусы
Не учитывается финансовая сторона — отработало ли обучение потраченное.
2. Модель Филлипса
финансы решают
Киркпатрик считал, что результат обучения не стоит считать в деньгах. Там много человеческого фактора, оценить окупаемость сложно.
Прошло лет сорок после появления его модели. Филлипс предложил новую — с важным дополнением. Раз речь идет о бизнес-обучении, то оценивать финансовую сторону критично важно: обучение — часть бизнеса, а не просто развитие.
👉 Плюсы модели
Учтено все: как обучение показывает себя на практике, привело ли к цели и отработало ли деньги.
👉 Минусы
Модель подходит не всем и не всегда. Чтобы качественно считать ROI обучения, нужен крепкий финансовый отдел. Читай: отлаженные процессы, большая или давно работающая компания. Плюс — ради бюджетного экспресс-курса нет смысла так «запариваться» с оценкой.
3. Модель Стаффлбима
на балансе
Второе название этой модели — CIPP. Вот прямо сейчас будет понятно, почему:
Расшифровка:
Сontext Evaluation — оцениваем контекст развития. Кого будем учить, чему и зачем?
Input Evaluation — смотрим, что имеем на входе. Какой образовательный проект мы хотим? А можем? Чего хотим добиться?
Process Evaluation — оцениваем обучение в процессе. Как все протекает? Какие промежуточные итоги?
Product Evaluation — смотрим на итоги обучения. Как сотрудники отучились? Как теперь работают?
👉 Плюсы модели
Акценты распределены равномерно по всем этапам: оцениваем и подготовку к обучению, и процесс, и жизнь после. Проходимся по обучению комплексно и собираем объемную картину.
👉 Минусы
Не хватает фокуса на четких результатах. Получаем в основном ответы, полезные для рефлексии и развития обучения. Чтобы дать бизнесу все ответы об эффективности, нужны будут дополнительные подсчеты.
4. Модель CIRO
почувствуй своего ученика
Эта модель похожа на предыдущую, с поправками на человечный подход — учащимся тут уделяется много внимания. Разработана коллективом: Уорр, Берд и Рэкхэем. Иногда ее называют моделью Берда, а более употребимое название — CIRO, и вот как оно расшифровывается:
Расшифровка:
Сontent Evaluation — оценка сути обучения. Кого, чему, зачем надо научить?
Input Evaluation — оценка на входе. Как будем учить, оценивать? Какие ресурсы есть?
Reaction Evaluation — оценка реакции на обучение. Что думают учащиеся: как им обучение в целом, что понятно, легко и удобно, а что нет?
Оutcome Evaluation — оценка результатов. Добились желаемого или нет?
👉 Плюсы модели
Наконец-то уделяется внимание учащимся. Их восприятие обучения влияет на его эффективность — это важный компонент оценки. Модель поможет внимательно запустить обучение и добавить человекоцентричности.
👉 Минусы
Много ответов, полезных для развития обучения — не хватает четких ответов для бизнеса: как все сработало и окупилось ли.
5. Модель Тайлера
четко обучай, четко будет
Проблема обучения, по Тайлеру, в нечетких целях. Что он предлагал:
1. Поставить подробные и четкие цели. Классифицировать их: каждая цель — определенная модель поведения.
2. Продумать, как проверите, что цели достигнуты, то есть модели поведения освоены. Ситуации для проверки, шкалу оценки.
3. Комплексно оценить эффективность. Собрать данные по эффективности обучения и работы после — сопоставить.
👉 Плюсы модели
Детальная проработка целей — хорошо. Особенно в корпоративном обучении: как в любом бизнес-процессе, тут каждый шаг должен делаться ради конкретной цели.
👉 Минусы
Фокус смещен на проработку целей — есть риск застрять на этом этапе, замедлить запуск обучения или «выдохнуться» по пути к оценке результатов и недоуделить им внимание.
6. Модель Скривенса
пришел, увидел, оценил
Скривенс предлагал приглашать внешнего оценщика, который вообще не в курсе, чему вы обучали и чего хотели добиться. Оценщик посмотрит на результат и диагностирует, эффективно ли обучение.
👉 Плюсы модели
Снимаете с себя задачу проработки деталей оценки (процесс, критерии). Получаете взгляд со стороны, не замутненный рутиной вашего бизнеса и обучения.
👉 Минусы
Нужны хорошо подготовленные опытные оценщики. Где таких брать и как проверить надежность? Модель Скривенса — не полноценный способ оценить эффективность, а скорее интересный подход, дополнение к внутренней оценке.
Все модели не идеальны, но жить можно
Самые популярные модели — Киркпатрика и Филлипса. Потому что работают. Одной за 60, другой почти 30 — эффективность, доказанная временем, да. Но мир меняется, компании все разные, вносить поправки в модели можно и нужно. В общем, берете проверенный шаблон, накладываете свою специфику — получаете свою идеальную модель.
Отлично!
Спасибо! Наш менеджер скоро свяжется с вами.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram с полезной информацией про обучение.