Е-learning — обучение при помощи информационных технологий. Так как дистанционное обучение происходит как раз при их помощи, его иногда называют e-learning. Хотя чаще все-таки говорят «онлайн-обучение».
LMS — learning management system, система управления дистанционным обучением. Проще говоря, платформа для дистанционного обучения. Выглядит платформа как сайт, и там происходят все учебные активности. Если описывать процесс кратко: ответственные за обучение создают учебные материалы, ученики проходят курсы, потом снова приходят ответственные и смотрят статистику по обучению. Примеры LMS — Mirapolis, Lessonly, Teachbase
(хотя мы уже больше, чем LMS).M-learning — подвид e-learning, обучение с мобильного устройства, с телефона по-нашему.
ROI — return on investment, возврат инвестиций. А если еще проще — окупаемость, в нашем случае корпоративного обучения. При оценке успешности обучения важно учесть и его финансовую сторону, вот поэтому считают ROI. Подробнее об этом понятии, как считать ROI и какие у него подводные камни —
рассказываем в этой статье.SCORM — формат существования курса. Как текстовые документы бывают в docx и pdf, так курсы бывают в SCORM. Это популярный формат, потому что он работает в почти любой системе дистанционного обучения, в нем делаются курсы любой сложности. Но SCORM сложно обновляется, не собирает подробную статистику по ученикам, не всегда хорошо работает с телефона — поэтому он постепенно вытесняется форматами погибче.
Вебинар — выступление в режиме прямой трансляции через интернет. Но у этого выступления есть одна важная фишка — интерактивность. То есть спикер может общаться с участниками в чате, вовлечь их в какую-нибудь деятельность (голосование, тест), расшарить свой экран, показать презентацию. Спикеров может быть сразу несколько, хотя все они сидят в разных местах. Есть специальные сервисы для проведения вебинаров, например, ClickMeeting. Они дают попользоваться вебинарной комнатой — а это интернет-страница со всеми необходимыми инструментами для подготовки и проведения вебинара.
Геймификация — один из главных трендов онлайн-обучения. Внедрение игровых приемов в неигровые процессы, в нашем случае в процесс обучения сотрудников. Геймифицированный курс — это необязательно почти что компьютерная игра. Курс может быть строг и суров, при этом построен по законам игры: разбит на короткие этапы, ограничен по времени прохождения, снабжен площадкой для общения участников (чат или форум). Все перечисленное мотивирует сотрудников на учебном пути, так что геймификация — это еще и вид мотивации.
Дашборд — это виртуальный документ с удобно и красиво представленной статистикой. Какие именно данные покажет дашборд, можно выставить в настройках. Есть специальные программы для работы с аналитикой (Data Studio, Power BI), которые как раз и занимаются превращением статистики в нечто удобоваримое. Берут из непонятного месива данных то, что вы попросили, и показывают в виде понятных дашбордов.
Диалоговый тренажер — симулятор общения с клиентом (или с кем-то еще, с кем надо отточить общение). Технически это диалог-дерево, собранное из вопросов и ответов разной степени правильности, что дает кучу вариантов развития беседы. Ученик выбирает ответы, его выбор влияет на то, куда зайдет диалог. Диалоговый тренажер не учит общаться, но помогает закрепить теорию общения и запомнить правильные формулировки. Полезная штука для обучения работников продаж, клиентского сервиса, руководителей — в общем, для сотрудников «говорящих профессий».
Индивидуальная образовательная траектория — грубо говоря, это личный учебный план сотрудника. Сотрудника протестировали, поняли, какие курсы из учебного ассортимента компании ему необходимы — и вот сложилась его траектория. Чтобы строить траектории было проще, нужно сначала построить матрицу компетенций, о ней ниже.
Матрица компетенций — это документ, где каждая должность компании расписана по навыкам, которыми должен обладать занимающий ее сотрудник, ну, а к навыкам приписаны учебные программы. Модель компетенций нужна, чтобы HR-у было проще нанимать кадры, обучать сотрудников до хорошей рабочей формы и растить. А сотрудникам модель компетенций показывает, что карьерный путь в компании прозрачный: обрети этот перечень навыков, пройди эти курсы — и сможешь претендовать на эту должность.
Микролернинг — подача учебного материала небольшими порциями. То есть не часовая лекция, а 15-минутный урок. Когда уроки небольшие, случается эффект семечек: все легко идет и хочется еще. Важное уточнение: просто порезать длинное видео на куски — это не микролернинг. Его суть в том, что каждый мини-урок самодостаточен: теоретическая часть дает какой-то навык или знание, практическая часть это все закрепляет.
Онбординг — комплекс мероприятий для новых сотрудников. Это может быть вводный онлайн-курс, просто экскурсия по офису и беседа. Цель онбординга — помочь новичкам быстро и комфортно влиться в работу и в коллектив. Есть и более глобальная цель — сплоченный коллектив и минимальная текучка.
Тут подробнее про онбординг, если интересно.
СДО — то же самое, что LMS, просто аббревиатура русская. Расшифровывается как система дистанционного обучения.
Софт-скилы — гибкие навыки, важные для работы, но не связанные с конкретной профессией. Это, например, коммуникативные и управленческие навыки. Подробнее о софт-скилах и о том, почему их сейчас так стремятся прокачивать,
можно почитать в этой статье.Хард-скилы — чисто профессиональные навыки. Например, программирование, работа со станком таким-то, взятие крови на анализ, приготовление кофе.