Кейсы
Кейсы
+7 (495) 660-38-43
+7 (495) 660-38-43
Услуги
Услуги
Решения
Решения
Полезное
Полезное
Функционал
Функционал
Тарифы
Тарифы

Особенности обучения взрослых: как учить тех, кому сложно учиться

Обучение взрослых существенно отличается от обучения детей и подростков. Сформировавшиеся привычки, установки и опыт делают потребности и мотивацию уникальными.
Рассказываем, что учесть при обучении старшей аудитории. Статья будет полезна всем, кто сталкивается с развитием взрослых — в компаниях, институтах дополнительного образования, на курсах и программах.
Особенности обучения взрослых
Содержание
Почему взрослым сложно учиться
Быть взрослым — здорово: можно свободно распоряжаться жизнью, следовать интересам и достигать желаемого. Но вместе с возможностями приходят и обязанности: на работе — профессиональные задачи, вне работы — домашние заботы. Непонятно, куда умещать учебу, — ведь хочется еще и отдохнуть. При этом многочисленные дела — не единственный барьер в обучении, с которым сталкиваются взрослые.
Барьеры в обучении взрослых
.
.
Нет цели. Часто взрослые не понимаю, зачем учиться. Они не видят ощутимой выгоды: как обучение упростит работу, повысит ценность среди коллег, поможет вырасти в доходе и карьере.
Нет ресурсов. Когда болеешь, устал или озабочен из-за проблем дома — на развитие нет ни сил, ни желания. Вся энергия уходит на текущие задачи.
Негативный опыт. У взрослых уже есть опыт обучения — и не всегда позитивный. Учитель в школе не любил альтернативное мнение, преподаватель в вузе — читал «водянистые» лекции. И вот опять нужно вернуться к сценарию «учитель — ученик».
Страх нового. Например, новичок в продажах думает, что никогда не сможет совершать пять сделок в неделю, так как на старте с трудом закрывает одну-две. Как итог — боится учиться и пробовать.
Страх критики. Раз учишься — значит чего-то не знаешь. Страшно показаться некомпетентным и вызвать осуждение.
Привычки. Непросто отказаться от старых привычек: зачем переучиваться, если и до этого было хорошо?
Что такое андрагогика и чем обучение взрослых отличается от обучения детей
Сражаться с психологическими и физическими преградами у взрослых в обучении — важная задача методистов и преподавателей. Учесть все особенности помогает андрагогика — наука об обучении взрослых. Она сильно отличается от педагогики — науки об обучении детей. Разница между ними — в самой основе.
.
Педагогика
Андрагогика
Фокус внимания
Предмет и его содержание. Ориентация на передачу знаний, которые понадобятся «потом».
Проблема и задача, которую нужно решить. Ориентация на конкретный результат «сейчас».

Предыдущий опыт
Неважен. Обучение массовое, индивидуальные особенности не учитываются.
Важен. Учитываются базовые знания и компетенции ученика, подбирается подходящий формат.
Мотивация
Преимущественно внешняя — родители, общество. Цель — просто изучить предмет, перейти в следующий класс, сдать экзамен.
Преимущественно внутренняя. Цель — прокачать навыки, продвинуться по карьерной лестнице, сменить профессию.
Образовательный подход
Воспитание личности под требования социальных институтов.
Гармоничное развитие уже сложившейся личности. Ученик сам выбирает, какой навык хочет прокачать.
Роль преподавателя
Учитель. Решает, как ученику получать знания и по каким параметрам его оценивать.
Консультант, эксперт и наставник. Направляет, поддерживает, помогает самостоятельно искать решения.
Как обучать взрослых
Схемы и методы обучения, которые подходят для детей, зачастую не работают для взрослых. Взрослые учатся самостоятельно — и только тогда, когда понимают цели и преимущества. Главная задача преподавателей, методистов и менеджеров — дать это понимание, вовлечь и замотивировать. Для этого — выстраивайте учебный процесс с опорой на принципы андрагогики.
Обозначьте цели обучения
Взрослые не учатся ради абстрактного саморазвития — им важно понимать цель, которую помогут достичь новые знания и навыки. Чтобы найти цель, используйте пирамиду целеполагания Дилтса.
Пирамида состоит из шести уровней. Все они взаимосвязаны: если происходят изменения на верхних уровнях, за ними подтягиваются и остальные. Решение всегда находится на один-два уровня выше самой проблемы.
Например, сотрудник отдела разработки стал чаще срываться на коллег, хуже выполнять рабочие обязанности. После разговора с HR и руководителем команды выясняется — его попросту не устраивает уровень дохода и ответственности. Проблема находится на уровнях «Окружение» и «Поведение». Решение — на уровне «Способности»: сотруднику нужно прокачать навыки, актуальные для повышения.
Миссия
Идентичность
Убеждения, ценности
Способности
Поведение
Окружение
Ценности, смысл жизни.
Ответ на вопрос «Кто я?»: роль в обществе, представления о себе, профессия.
Фундамент взгляда взрослого на мир: воспитание, культурные особенности, образование, окружение.
Опыт и умения взрослого: профессиональные, коммуникативные, прикладные.
Реакция на эти обстоятельства: как контактирует с собой и с другими, как работает и проживает свою жизнь.
Обстоятельства, в которые помещен взрослый: место проживания, условия жизни, быт, окружение, доход.
Пирамида Дилтса
На основе проблемы определите цель. Она должна быть конкретной и реальной. Лучше всего — сформулировать цель по методике SMART.
.

Учись, тогда и подумаем о повышении

В следующие два месяца проходи программу «Техлид команды», прокачаешь управленческие навыки. Сдашь аттестацию минимум на 80% — станешь техлидом команды
Конкретная
(S — specific)
Нет конкретики: чему именно учится, «тогда» — это когда?
Есть конкретные показатели: два месяца, 80%

Измеримая
(M — measurable)
Непонятно, как измерить
Все эти метрики можно измерить, в том числе на платформе Teachbase
Достижимая
(A — achievable)
Нет понимания, как достичь цели
Показатели реалистичные — понятно, как их достичь
Значимая
(R — relevant)
Гарантий повышения нет — непонятно, зачем стараться
Есть гарантии повышения — понятно, зачем учиться
Привязанная ко времени
(T — time bound)
Не обозначены сроки
Результаты — через два месяца
Сформулируйте образовательный результат
Взрослым важна конкретика. Прописывайте не только цель, но и измеряемый образовательный результат — знания, навыки и компетенции, которые получит ученик. Результат — прямое следствие цели.
  • делегировать задачи и управлять приоритетами;
  • проводить встречи, презентации и переговоры.
  • стратегически планировать развитие команды и продукта, работать с метриками, оптимизировать их;
  • искать и развивать таланты внутри команды;
  • проводить код-ревью, выбирать оптимальные технологии для проектов;
Цель курса «Техлид команды» — прокачать управленческие навыки
Ученик научится:
Учитывайте опыт
Взрослые воспринимают новое через призму опыта — навыков, убеждений, привычек. Этот фильтр может обогащать процесс обучения — связывать новое с уже имеющимися знаниями, способствовать более глубокому пониманию и закреплению материала. Или создавать дополнительные барьеры — снижать мотивацию, вызывать сопротивление, если информация вступает в противоречие с уже имеющейся.
Соединяйте текущие знания учеников с новыми, обращайтесь к опыту и эмоциям. Отслеживайте когнитивные искажения — ловушки упрощенных схем мышления.
Ольга Ворожейкина, руководитель команды опытных разработчиков обучения Teachbase Content
Ольга Ворожейкина
Кратковременная память позволяет запомнить от пяти до девяти элементов — цифр, букв, схем. И то лишь на 20 секунд — после информация забывается. Есть три приема, которые помогают усилить ее запоминание:
  • Интервальные повторения. Предлагайте повторять материал каждый день. Со временем информация перейдет из краткосрочной памяти в долгосрочную.
  • Ассоциативный ряд. Подбирайте ассоциации. Это поможет выстроить прочные нейронные связи.
  • Яркая эмоция. Дополняйте теорию примерами, которые вызовут сильное удивление, переживание или радость. Так ученики точно не забудут новое.
Добавляйте практику
Взрослые ценят знания, которые сразу можно использовать на практике. В центре внимания должно быть решение конкретных задач, а не содержание предмета. Добавляйте реальные примеры, предлагайте практические упражнения — чтобы ученики сразу получали результат.
Ольга Ворожейкина, руководитель команды опытных разработчиков обучения Teachbase Content
Ольга Ворожейкина
Если цель — научить быстро писать статьи, не нужно рассказывать об истории языка и правилах орфографии. Дайте топ-5 способов собрать структуру, простые шаблоны для разных текстов и тренажер по теме. Ученик сможет тут же закрепить знания на практике.
Теория вообще лучше переводится в практику, если человек применит ее три раза — например, выполнит учебное задание, перескажет суть урока коллеге и использует новую информацию в работе.
При проектировании курсов и программ опирайтесь на цикл обучения Дэвида Колба. Цикл состоит из четырех этапов — конкретного опыта, рефлексии, возведения на уровень абстракции и применения на практике. Процесс обучения взрослых может начинаться с любого этапа и снова двигаться по кругу.
Рефлексия. Результаты сотрудник обсуждает с наставником. Тот дает обратную связь по решению и назначает курс по управлению приоритетами.
Конкретный опыт. Сотруднику отдела разработки назначают программу «Техлид команды». Первое задание — реальный кейс: нужно приоритизировать задачи.
ЦИКЛ КОЛБА
Возведение на уровень абстракции. Сотрудник проходит курс и изучает теорию.
Применение на практике. Сотрудник вновь решает реальный кейс с приоритизацией задач — с новыми знаниями и навыками.
Делайте обучение комфортным для восприятия
Взрослые не хотят сталкиваться с внеплановыми трудностями в обучении. Представьте: ученик нашел время среди большого количества дел, открыл курс, а там — три страницы текста с непонятными терминами и перегруженным дизайном. Желание учиться быстро пропадает.
Ольга Ворожейкина, руководитель команды опытных разработчиков обучения Teachbase Content
Ольга Ворожейкина
Обучение — всегда определенный вызов, необходимость работать над собой. Не создавайте ученикам дополнительные барьеры:
  • Упрощайте текст. Старайтесь не использовать бессмысленные усилители: «очень полезный курс», «максимально важные навыки». Избегайте сложных оборотов. Вместо «нам представляется нужным изучить специфику организации экологичной коммуникации» лучше сказать коротко и просто — «разберем особенности экологичного общения». Еще — убирайте общие фразы. «Сложный клиент» — расплывчато и непонятно. «Клиент не выходит на связь» — куда точнее.
  • Облегчайте визуал. Дизайн должен быть легким для навигации и восприятия, без лишних деталей и акцентов. Например, читать констрастный черный текст на светлом фоне гораздо удобнее, чем серый.
Текст и иллюстрации на первом скриншоте не несут практической пользы. Надписи сложно разобрать. Конкретные советы, контрастный фону текст, визуальный порядок — гораздо лучше
Измеряйте показатели и корректируйте обучение
Взрослым важно понимать, что их отзывы влияют на качество обучение. Собирайте обратную связь, корректируйте контент и сам процесс. Следите за учебными показателями — вовлеченностью, доходимостью и удовлетворенностью учащихся.
Ученики Института дополнительного профессионального образования — 40 000 работников социальной сферы Москвы. В основном это люди старше 45 лет. С помощью платформы Teachbase институт собирает обратную связь и статистику по обучению: следит за удовлетворенностью, лояльностью и доходимостью. Данные помогают лучше понимать обучаемых — и корректировать программы.
Институт поменял структуру, заменил промежуточную проверку знаний практическими упражнениями, итоговый тест — анкетой обратной связи. Благодаря корректировке доходимость программы выросла с 4 до 60%, лояльность учеников — с 4 до 44%.
Так институт полностью переделал одну из программ повышения квалификации. Заметили низкие показатели, провели интервью с учениками — и выяснили, что слушателям нужен не весь материал обучения, а решение конкретной проблемы.
Вовлеченность
Насколько активно ученики проходили обучение.
реакции
охват
x
100%
Доходимость
Сколько процентов слушателей успешно завершили программу от всех зачисленных.
N завершивших обучение
N начавших обучение
x
100%
Удовлетворенность
Насколько обучение было полезным и интересным.
Просим учеников оценить курс по шкале от 1 до 5
1
5
Коротко о главном
Взрослые сталкиваются с различными барьерами в обучении. Задача методистов и преподавателей — справляться с этими барьерами.
Справляться с барьерами помогают принципы андрагогики — науки об обучении взрослых. Она существенно отличается от педагогики — науки об обучении детей.
Чтобы эффективно обучать взрослых, формулируйте понятные цели и измеряемые образовательные результаты, закрепляйте теорию через практику.
Помогайте ученикам бороться с когнитивными искажениями. Не создавайте дополнительные барьеры — упрощайте текст материалов, облегчайте визуал.
После обучения собирайте обратную связь от учеников, корректируйте курсы и программы. Следите за учебными показателями.
Отлично!
Спасибо! Наш менеджер скоро свяжется с вами.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram с полезной информацией про обучение.
Разработаем курсы под вашу аудиторию и задачи
Учтем возраст, опыт и запросы учащихся. Пробудим желание учиться и достигать рабочих целей.