Кейсы
Кейсы
+7 (495) 660-38-43
+7 (495) 660-38-43
Услуги
Услуги
Решения
Решения
Полезное
Полезное
Функционал
Функционал
Тарифы
Тарифы

Продуктовый подход в HR: как оптимизировать HR-процессы

Продуктовый подход сейчас в тренде. Разбираем, в чем его суть, уместен ли он в HR-сфере, как его грамотно внедрить и какую пользу он принесет компании.
Статья по мотивам вебинара с ProductStar — онлайн-сервисом по обучению современным востребованным профессиям по разным направлениям. Благодарим за спикера с ценным опытом.
Анастасия Кондрашова
Senior Product Manager Авито, 5 лет в разработке HR-продуктов, ведет канал Продуктовая бомбежка
Суть и польза продуктового подхода
Продуктовый подход — способ организации работы. При таком подходе в приоритете бизнес-цели и потребности пользователей, решения принимаются на основе данных. То есть «давай введем это, потому что это нужно нашей компании и сотрудникам», а не «введем, потому что это сейчас тренд».
Важно не просто достичь цели и закрыть потребности пользователей, но и сделать это оптимальным способом. Поэтому в HR где продуктовый подход, там и оптимизация процессов.
Что дает оптимизация в HR:
Компания экономит деньги. Когда HR-процессы занимают много времени, а команда закрывает абстрактные потребности — компания теряет деньги. Когда процессы не перегружены лишними этапами и ролями, команда закрывает реальные боли — ресурсы компании тратятся рационально.
Повышается качество работы. Разгружаем HR-команду от лишней рутины — освобождаем время на другие задачи
Снижаются риски. Чем меньше этапов — тем меньше рисков, которыми надо управлять.
Проще управлять процессами и масштабировать. Вместо множества несогласованных процессов делаем единый, который будет проще в управлении и дешевле в поддержке. А значит, его будет проще масштабировать.
Проще отслеживаются ошибки и зоны роста. Чем меньше несвязных этапов работы, тем проще анализировать всю систему и выявлять ошибки и проблемные места.
Как использовать продуктовый подход в HR
  • 1
    Разбираемся, что для вас продукт. Продукты в HR — это инструменты для автоматизации обучения, отбора, оценки кадров. Все, что делает проще работу сотрудников, управление ими и их развитием.

    Но не только. К HR-процессам тоже можно подходить как к продукту. Например, к поиску сотрудников, онбордингу, Performance Review.
  • 2
    Определяем цель — какой бизнес-показатель мы хотим вырастить или оптимизировать. Это поможет понять, на чем держать фокус.

    Если ваша цель — уменьшить текучку во время испытательного срока, то добиваться нужно выправления этого показателя. Остальные метрики (например, удовлетворенность руководителей инструментами для адаптации) вспомогательные. Фокусируемся на главной цели.
  • 3
    Определяем пользователей, чьи потребности вы будете закрывать. Это могут быть сотрудники или кандидаты на работу в компании. А кто именно и какие сотрудники, зависит от конкретной ситуации.
  • 4
    Выдвигаем гипотезы, которые могут помочь нам в достижении цели — ведь мы не знаем, какие потребности и проблемы у пользователей.
  • 5
    Проверяем гипотезы. Для этого общаемся с пользователями и проводим исследования. На этом этапе узнаем реальные проблемы и потребности пользователей. Половина или больше гипотез могут оказаться неверными, но это нормально: так продуктовый подход помогает двигаться в нужном направлении.
  • 6
    Делаем необходимый минимум, запускаем пилотную версию процесса или инструмента. Главное, чтобы все заработало и можно было собрать данные и оценить результат.
  • 7
    Тестируем решение и смотрим на метрики, в зависимости от результата двигаемся дальше. Снова ставим гипотезы, исследуем, вносим улучшения. Когда добились цели, следим за метриками и вносим поддерживающие улучшения.
В продуктовом подходе есть 2 вида метрик: процессные и продуктовые. Первые отражают, насколько эффективны наши процессы, вторые — как работает продукт. Важно понять, что первично: улучшить процесс или продукт. И если процесс, то опираться на процессные метрики.
Кейс Авито: как оптимизировали Performance Review
Пример оптимизации воронки найма
Ошибки использования продуктового подхода
1. Автоматизация вместо оптимизации
Автоматизация не поможет решить проблему, если процесс переполнен лишними этапами и ролями.
Например, есть процесс адаптации. Нам кажется, что он не «взлетает» круто, потому что нет геймификации или систематических уведомлений. Но если вникнуть глубже, понимаем — проблема в том, как выстроен процесс. Например, слишком много ответственных за адаптацию, нет четкого сценария.
Например, есть процесс адаптации. Нам кажется, что он не «взлетает» круто, потому что нет геймификации или систематических уведомлений. Но если вникнуть глубже, понимаем — проблема в том, как выстроен процесс. Например, слишком много ответственных за адаптацию, нет четкого сценария.
Поэтому — прежде чем автоматизировать какой-либо процесс, проверяем, готов ли он к этому.
«Если автоматизировать хаос, то это все равно будет автоматизированный хаос»
Так как все-таки оптимизировать «продуктово»?
Общаться с заказчиками, конечными потребителями, сотрудниками и менеджерами — в разговоре узнаем их «боли» и мотивации. На основе этого:
2. Делать сразу «диснеевский замок»
Заказчик видит идеальный продукт и ставит задачу сразу сделать «диснеевский замок». Но рациональнее делать сначала «избушку на курьих ножках» — пилотную версию, или MVP — и вот почему:
Например, вы запускаете онбординг. Не стоит сразу разрабатывать сложный сценарий и курсы с геймификацией — пропадете в разработке надолго, потратите ресурсы, а задачу так и не решите. Начинать стоит с простого сценария и контента. Сможете быстро запуститься и отладить процесс. А потом уже можно заняться фишками, если у компании будет возможность.
Запись вебинара:
Отлично!
Спасибо! Наш менеджер скоро свяжется с вами.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram с полезной информацией про обучение.
Попробуйте демо бесплатно
Оставьте заявку — свяжемся с вами, уточним детали и все оформим.