Топ-5 ошибок при создании курса — и как их избежать
Как сделать курс интересным для сотрудников и полезным для компании? Методисты Teachbase делятся опытом: разбирают популярные ошибки, рекомендуют простые способы их избежать.
23.06.2021
1. «Компания лучше знает, чему надо учить сотрудников»
Конечно, содержание курса должно коррелировать с потребностями бизнеса. Но зачем назначать продуктовый курс отделу продаж, если сотрудники прекрасно знают продуктовую линейку и на самом деле им необходимо подтянуть навык общения с клиентами?

Прежде чем создавать курс, запустите опрос целевой аудитории. Можно провести его в 2 этапа:

  • Этап 1. Сотрудники формируют список тем, которые им важны в работе. Ответственный за обучение анализирует его и берет в работу то, что пересекается с интересами бизнеса.
  • Этап 2. Отбор наиболее востребованных тем. Вывешивается список потенциальных тем для обучения: основанный на потребностях бизнеса, дополненный темами, которые собрали на первом этапе. Сотрудники голосуют, выбирают самое нужное и интересное.
Таким способом вы убьёте сразу двух зайцев: услышите целевую аудиторию и вовлечете ее в проектирование учебного процесса.
2. «Курс должен давать максимально полную картину»
Популярная ошибка при создании курсов — пытаться создать большую корпоративную энциклопедию, которая раскрывает всевозможные вопросы. Некоторым курсам это особенно вредит, например, онбординговым. Хочется столько всего рассказать новому сотруднику о компании, чтобы он побыстрее влился! Но сотрудника такой мощный вброс информации может подавить и, наоборот, запутать.

Главное в курсе не глубина погружения, а практикоориентированность. Контент нужно развернуть к пользователю. Разбейте материал на небольшие тематические блоки, расставьте по приоритетности — составьте своеобразную пирамиду Маслоу всего контента. К каждому тематическому блоку пропишите, какие задачи компании он закроет и что полезного даст сотруднику.

Даже в названиях тем должен быть акцент на практической пользе. Тогда и при беглом осмотре сотруднику будет понятно, что именно он узнает и где это пригодится. Например, вводный курс для отдела продаж с названием «Введение в продажи» — слишком масштабная и размытая формулировка. Лучше придумать что-то более узкое и прозрачное:

  • Продажи в компании X: бизнес-процесс и работа в CRM
  • От ресепшна до руководителя за 2 звонка: ключевые шаги для выхода на ЛПР
  • 5 правил для быстрого составления отчета о клиентах.
3. «Обратная связь после обучения — просто формальность»
Курс запущен и пройден, статистика собрана — но это не значит, что контент теперь можно «убрать в стол» и работа над ним закончена. Все только начинается.

Качественное обучение — игра вдолгую. И компании выгодно, чтобы курсы на фундаментальные темы можно было использовать не один раз, а несколько лет. А чтобы курс стал долгожителем, надо регулярно его улучшать: не только актуализировать информацию, но и делать контент более понятным и удобным для сотрудников. Как раз для этого и нужно собирать обратную связь после обучения.

Сотрудники помогут с выявлением слабых мест курса и с идеями по улучшению: здесь опечатки, а тут можно поглубже раскрыть тему или добавить советов. Вовлеките сотрудников в работу над курсом — так вы сможете регулярно обновлять контент своими силами и поддерживать интерес к обучению в компании.
4. «Запустить курс — это как собрать презентацию»
Сейчас можно нагуглить любую информацию за 5 минут, из-за этого кажется, что создание курса — тоже дело 5 минут. Это ошибочное мнение.

Информации, может, и много, а экспертизы мало. Плюс к этому, главное в контенте — практикоориентированность, то есть информацию нужно будет адаптировать под цели бизнеса и потребности аудитории. Спроектировать сценарий подачи, подобрать формат, сделать нужные акценты. Работа масштабная, но не стоит относиться к разработке курса как к целой эпопее.

Курс — это проект. Определяйте глубину проработки задач (анализ ЦА, подбор форматов), отталкиваясь от этого. И не забывайте, что у каждого проекта есть свой бюджет и сроки. Не уложиться в них — значит не закрыть потребность бизнеса, так как сотрудники не получат нужные знания вовремя.
5. «Закончился курс — заканчивается обучение»

Практически на всех платформах для обучения есть функционал для организации форумов, обратной связи, базы знаний. То есть для удержания аудитории на платформе после того, как обучение закончилось. Зачем все это нужно? Чтобы получить дополнительную пользу от обучения:

  • Отзывы о курсе помогают сотрудникам переоткрыть курс: посмотреть на него глазами другого человека, обнаружить ценность, которую ты упустил.
  • Форумы дают три важные возможности: отрефлексировать изученный материал, поделится с коллегами своим опытом или полезными ссылками по теме и оценить информацию с нового ракурса. Плюс, общаясь между собой, сотрудники сильнее вовлекаются в обучение.
  • Ну, а база знаний — информационная подстраховка. Ее не стоит бояться: она не расслабляет сотрудников, а помогает окончательно закрепить знания и формирует привычку регулярно совершенствоваться.
Самые простые способы организовать «обучение после обучения» — сделать обязательным отзыв о курсе и завести учебный чат для обмена полезными книгами, ссылками и мыслями. Не забудьте выделить модератора.
P. S. Если нужна помощь с созданием курсов — обращайтесь с задачами любых масштабов. Можем просто проконсультировать, взять на себя один этап разработки (например, анализ аудитории) или разработку курса от и до.
Потому что у нас есть все инструменты для запуска обучения, которое работает и помогает бизнесу добиться целей.
Эффективное обучение —
это норма