Общение при удаленном обучении

Статья-успокоительное для тех, кто сомневается в полноценности дистанционного обучения. Основная претензия к нему: а как общаться? Преподаватель не сможет подискутировать с учениками, «вызвать к доске». А ученики не смогут обсудить свои дела у кулера. Ну, кулер и человеческое тепло дистанционное обучение не даст. Посмотрим, что насчет остального.
Общение при удаленном обучении
Дата публикации 26.08.2020

Общение с преподавателем

Минусы дистанционного формата:

Ученики сидят где-то там далеко, каждый у себя, как оценить вовлеченность?
Чтобы провести онлайн-мероприятие, нужна более масштабная подготовка: не только смысловой стороны, но и технической. И если случится какой-то технический сбой, то все — на одной харизме лектора не выедешь (как это обычно бывает, когда на живой лекции ломается проектор).

Плюсы дистанционного формата

Вся типичная активность без проблем организуется и на дистанционке. Вебинар — удачный онлайн-формат обучения, потому что он позволяет общаться с учениками в процессе.
Во время вебинара можно подключить кого-либо из учеников, чтобы он выступил. Можно провести быстрый опрос в стиле «поднимите руку, у кого так было».
Только это уже будет «пришлите в чат 1, у кого так было». Опросы могут быть и более сложными. Есть специальные сервисы (например, Mentimeter), помогающие организовать тестирование или опрос, где надо в ответ что-то написать. Причем происходящее будет транслироваться в живом режиме: как ползут итоговые графики по мере поступления ответов, как набрасываются новые ответы на открытые вопросы.
Вовлеченность участников можно оценить без живых флюидов и возможности увидеть горящие глаза. Вместо этого всего будут цифры: посещаемость, активность, успеваемость.
Обучать чему-то, что делается на компьютере, удобнее дистанционно. Расшарил экран и прямо в программе все показываешь. И происходящее у каждого перед глазами на собственном экране, а не на общем где-то там вдали. Плюс можно тут же зайти в программу и все попробовать.

Общение с наставником

Минусы дистанционного формата:

Есть знания, которые не получится передать дистанционно. Оборудование суровое, надо именно встать у него и показать, куда жать. Или взбить молоко для капучино и дать потрогать, какой температуры должен быть молочник.
Многое проще и быстрее рассказать-показать вживую. А чтобы то же самое объяснить дистанционно, надо подготовиться: записать видео, написать инструкцию.

Плюсы дистанционного формата

Дистанционка позволяет разгрузить наставника. У него же, помимо обучения коллег, есть и свои рабочие дела. Если наставничество в онлайне, наставнику не придется объяснять все каждый раз, за него это сделают обучающие курсы. И наставник придет позаниматься подопечными, когда появилось время, а не будет сидеть под их постоянной атакой.
Плоды общения между наставником и учеником сохраняются. То есть это не слова, которые послушал и забыл. Это текстовый комментарий, к которому можно вернуться и уточнить детали. Плюс, когда все где-то сохранено, взаимодействие прозрачнее.

Общение с другими учениками

Минусы дистанционного формата:

Проще почувствовать себя командой, когда вы все в одном помещении проходите учебные испытания. Потому что всех можно увидеть и почувствовать. И потому что все в равных условиях: зал, стул.

Плюсы дистанционного формата

Общение между учениками просто переезжает в чат. Это может быть учебный чат в Слаке или Телеграме либо специальный чат внутри курса. Например, Tolstoy comments. Это чат, который можно внедрить в систему обучения, он геймифицированный, то есть со всякими рейтингами и плюшками за активность. В итоге получается почти что учебная соцсеть.
На горячие обсуждения у кулера нужно больше времени, чем на то же самое в чате. Меньше горячих обсуждений — больше сосредоточенности на знаниях. Плюс для кого-то обучение — это глубоко личная история, а не командное действо, поэтому и в общении с остальными обучающимися потребности нет.

Вывод

Человеческое тепло и т. п. дистанционно не передается. И есть профессии, навыки для которых тоже не передашь таким образом. Но это чувственное и частности. А так — на дистанционке можно организовать разные виды общения, необходимые для обучения. Естественно, надо будет подготовиться: подключить сервисы, скачать программы, настроить что-то. Вот эта вся техническая сторона несет не только дополнительную нагрузку, но и плюсы. Плоды дистанционной активности, общения в том числе, фиксируются и сохраняются. В итоге общение прозрачнее, а полезные обсуждения или советы всегда под рукой.
Лиза Настатуха
Редактор-универсал. Помогает бизнесу закрывать разные текстовые задачи. Пишет все — от UX-текстов до книг. Чаще всего занимается бренд-медиа — как стратег, автор и менеджер.
Елена Тюкалова
АВТОР
Попробуйте демо бесплатно
Оставьте заявку — свяжемся с вами, уточним детали и все оформим.