Кейсы
Кейсы
+7 (495) 660-38-43
+7 (495) 660-38-43
Услуги
Услуги
Решения
Решения
Полезное
Полезное
Функционал
Функционал
Тарифы
Тарифы

Как создать онлайн-курс для взрослых: 8 советов от экспертов по разработке обучения

Можно написать целую книгу о разработке курса — и все равно упомянуть лишь основную теорию. Приводим конкретные практические советы от экспертов — что учесть при создании учебного контента и выборе инструментов. Статья будет полезна всем, кто создает онлайн-курсы для взрослых с нуля в компаниях и институтах дополнительного образования.
Цифровая образовательная среда
Дата публикации 19.09.2024
Елена Тихомирова
CEO eLearning Center, основатель
конференции Learning Elements
Ольга Ворожейкина
Ольга Ворожейкина
руководитель команды опытных разработчиков обучения Teachbase Content
Ольга Ворожейкина
Анна Царева
дизайнер образовательного опыта, наставник методистов, автор
телеграм-канала «Царева в курсе»
Ольга Ворожейкина
Александра Клименко
CEO Soft Skills Lab
Ольга Ворожейкина

Содержание

Ставьте конкретные цели и задачи

Иногда бывает так. У компании есть материал — хорошая презентация или толковая книга. Руководство ставит задачу — создать из материала курс, чтобы не пропадал. Методисты собирают обучение, сотрудники лениво проходят. В финале выясняется, что курс никому не нужен — и не решает ни одну из задач бизнеса.
Онлайн-курс нужно проектировать от конкретной цели — изменить бизнес-показатели: например, повысить продажи, удовлетворенность клиентов или качество работы. Само по себе обучение не может быть целью ни для работодателя, ни для сотрудника.
Елена Тихомирова,
CEO eLearning Center, основатель
конференции Learning Elements
Ольга Ворожейкина
Не существует цели «научить». Это всегда переход из точки А в точку Б. Поэтому самое важное при создании курса — понять, к чему мы должны прийти. Без этого разработка будет вестись вслепую.
Формулируйте четкие образовательные результаты — конечные точки, в которые должен прийти ученик после прохождения обучения. Например, после базового курса по дизайну обучающийся должен уметь работать с Figma — добавлять изображения, менять шрифт текста, создавать фреймы. Здесь сразу понятно, как оценить результаты и чему обучать.
Ольга Ворожейкина, руководитель команды опытных разработчиков обучения Teachbase Content
Ольга Ворожейкина

Изучайте целевую аудиторию курса

Перед созданием онлайн-курса составляйте подробный портрет учеников. Не существует прописных истин, которые можно тиражировать на всех. Вариантов и сценариев может быть много. Обобщать — некорректно.
Есть ли стационарное рабочее место, интернет и время среди рабочих задач? Что может помешать, а что — точно помешает?
Узнайте, когда и где они будут учиться
Соедините потребности бизнеса и портрет сотрудников: их запросы, особенности и ограничения. Готово — получилась идейная основа курса, которая определяет процесс его создания, формат, структуру и наполнение.
Составьте полную картину
Решите, чему они будут учиться
Узнайте, какие темы важны сотрудникам, сопоставьте с интересами бизнеса и вместе отберите самое актуальное. Так ваш курс будет отвечать запросам команды, а сама команда — будет вовлечена в создание обучения.
Подумайте, кто ваши ученики
Что поймут лучше — сухую инструкцию или живую речь? Что скорее задержит их внимание — схемы или актуальные мемы в тему обучения?
Часто в процессе создания курса методисты забывают продумывать, что будет происходить с учениками. Как они будут учиться, взаимодействовать друг с другом, что чувствовать и как обучение будет вписываться в их жизнь. Это — одна из главных ошибок при разработке онлайн-курсов.
Анна Царева, дизайнер образовательного опыта, наставник методистов, автор
телеграм-канала «Царева в курсе»
Ольга Ворожейкина

Подбирайте формат курса под аудиторию

Просто изучить аудиторию и сделать выводы мало — нужно максимально подстроить учебный контент под учащихся. Форматов учебных материалов много: лонгриды, инфографика, диалоговые тренажеры, видеоролики, марафоны, вебинары. Опирайтесь на портрет учеников и подбирайте те, которые подойдут для создания курса именно для вашей аудитории и задач.
Наш клиент, крупная сельскохозяйственная компания «Агрокомплекс», закупил терминалы сбора данных для ускорения приема товара. Менеджеры создали инструкцию для сотрудников по работе с терминалами, стали ждать результатов. Это было в сентябре.
Ольга Ворожейкина, руководитель команды опытных разработчиков обучения Teachbase Content
Ольга Ворожейкина
Сотрудников инструкция не воодушевила. В сентябре ни один магазин не принял товар с помощью нового терминала. В октябре — лишь 30,6% от общего числа.
Причина — неудобный формат и непонятные термины. Проблемы начались еще до разработки — при создании инструкции не учитывали особенности и ограничения аудитории. Формат попросту не подошел.
Тогда решили пойти другим путем. Составили портрет аудитории, проанализировали, — и с опорой на анализ создали курс с видеоуроками. Его запустили в середине октября — и уже в декабре половина магазинов легко пользовалась терминалами.

Не усложняйте процесс обучения

Обучение — всегда определенный вызов. Нужно выделить время среди рабочих задач и бесконечных домашних дел, преодолеть себя, открыть курс… Не создавайте на этом пути лишних барьеров.
Облегчайте визуал. Не стоит перенасыщать оформление деталями и акцентами. Дизайн курса должен быть простым и понятным. Для визуализации можно создавать поясняющие иллюстрации или обучающих персонажей-помощников. А так как человек читает текст слева направо, крупные блоки лучше располагать справа, а в левом нижнем углу давать дополнительную информацию — туда взгляд падает реже всего.
Ольга Ворожейкина, руководитель команды опытных разработчиков обучения Teachbase Content
Ольга Ворожейкина
Упрощайте текст. Старайтесь не создавать нагромождения слов и не использовать бессмысленные усилители: «очень важно», «максимально полезно». Избегайте сложных оборотов и общих фраз.
Текст и иллюстрации на первом скриншоте «пустые», не несут практической пользы. Неконтрастные надписи разными шрифтами сложно разобрать. Общее впечатление неприятное — ученика будто подозревают в чем-то плохом. Куда лучше — на втором скриншоте: конкретные дружелюбные советы, понятные примеры, контрастный фону текст и персонаж-помощник

Делайте упор на практику и пользу

Основной частью онлайн-курса должно быть решение конкретных задач, а не теоретические выкладки. Добавляйте реальные примеры, предлагайте практические упражнения — чтобы ученики сразу тренировали новые навыки и получали результат.
Если цель курса — научить быстро создавать макеты, не нужно рассказывать об истории наборных шрифтов с засечками.
Дайте несколько простых инструментов, шаблоны и тренажер по теме. Эти знания тут же можно закрепить знания на практике.
Ольга Ворожейкина, руководитель команды опытных разработчиков обучения Teachbase Content
Ольга Ворожейкина
Теория вообще лучше переводится в практику, если ученик применит ее три раза — например, выполнит учебное задание, объяснит главное коллеге и использует новую информацию в работе.
Мы создаем курсы и обучаем навыкам коммуникации для ведения бизнеса, управления командой и выстраивания отношений. В первых же уроках даем простые инструменты работы с эмоциями в коммуникации — их можно применять сразу. Это «включает» обучение в жизнь, помогает ученикам войти во вкус.
Александра Клименко, CEO Soft Skills Lab
Ольга Ворожейкина
Про успехи можно рассказывать в чате — чтобы рефлексировать и закреплять новые навыки. За активность учащиеся получают подарки. Это мотивирует пробовать и рассказывать больше.

Выбирайте правильную подачу

Представляйте, что сотрудники — это клиенты, которым вы продаете онлайн-курс. Важно не только подбирать формат и создавать структуру под аудиторию — но и правильно упаковывать контент.
Представим: наш ученик — сотрудник отдела продаж. Он скорее откроет курс «Топ-5 приемов продаж в 2023 году, которые помогут увеличить комиссию в два раза», чем «Основные приемы продаж». Название второго курса не раскрывает его суть. А с первым — все понятно: будут актуальные советы, которые принесут результат.
Ольга Ворожейкина, руководитель команды опытных разработчиков обучения Teachbase Content
Ольга Ворожейкина
Еще можно упомянуть, что приемами поделился опытный эксперт — дополнительная мотивация узнать секреты профи.
Мы продумываем подачу для каждого урока: с какими эмоциями ученики приходят, с какими должны уходить, какой должна быть атмосфера, чтобы взрослые не боялись ошибаться. Иначе потеряем внимание и не сможем обучать эффективно.
Александра Клименко, CEO Soft Skills Lab
Ольга Ворожейкина

Подбирайте инструменты для онлайн-обучения

Удобнее всего размещать онлайн-курсы на LMS (Learning Management System, с англ. система управления обучением) — цифровой платформе для обучения. При выборе LMS проанализируйте потребности компании и проверьте, сможет ли их закрыть платформа. Например, вам важно создавать опросы и выдавать сертификаты — есть ли инструменты для этого?
В чек-листе рассказали подробнее, как выбрать платформу для онлайн-обучения — на что обратить внимание и какие параметры проверить. Бонус — удобный шаблон для сравнения учебных систем.

Если ожидания от курса не оправдались — анализируйте

Так бывает — обучение не всегда приносит ожидаемый результат. Это нормально. Если так получилось, разберитесь, что, где и когда пошло не так, выдвиньте новые гипотезы — и пробуйте снова.
Елена Тихомирова,
CEO eLearning Center, основатель
конференции Learning Elements
Ольга Ворожейкина
1. Посмотрите, не были ли ожидания от курса завышены. Часто на обучение возлагается много надежд. Будто это лекарство от всех болезней.
В реальной жизни обучение — штука хорошая, но точно не всесильная. Не стоит загадывать, что вы сейчас проведете курс и все сразу заработает. Я двадцать с лишним лет создаю обучение, а такого ни разу в жизни не видела.
2. Проанализируйте, в каком месте что-то пошло не так. Часто происходит рассинхронизация. Например, мы хотим, чтобы сотрудники больше продавали наш продукт. Здесь результат — больше продавать.
Курс создаем про продукт, какие у него функции. И ждем, когда будет результат. А результата нет. Чтобы больше продавать продукты, курс должен быть про то, как больше продавать продукты. Это сразу меняет обучение.
Если результаты от онлайн-курса не оправдались, ищите причины, опираясь
на обратную связь и данные. Формируйте гипотезы изменений и начинайте процесс улучшений. Важно заранее продумать метрики оценки результативности, чтобы основываться на них, а не на догадках.
Анна Царева, дизайнер образовательного опыта, наставник методистов, автор
телеграм-канала «Царева в курсе»
Ольга Ворожейкина

Коротко о главном

Создавайте онлайн-курс, опираясь на конкретные цели. Определите, на какие бизнес-показатели планируете влиять.
Изучайте целевую аудиторию и составляйте подробный портрет учеников. При создании онлайн-курса учитывайте их особенности и ограничения, подбирайте формат и «упаковку».
Обучение — всегда преодоление себя, определенный вызов. Не создавайте учащимся дополнительных барьеров — упрощайте текст и дизайн курса.
Добавляйте в курс больше практики — реальные примеры, упражнения, конкретные инструменты. Так ученики смогут сразу закрепить изученное.
Подбирайте удобные инструменты под потребности компании — например, платформу для онлайн-обучения. Наш чек-лист — в помощь.
Если ожидания от курса не оправдались — не сдавайтесь. С опорой на обратную связь и данные ищите ошибки: что, где и когда пошло не так. Вносите изменения и создавайте новое обучение — методом проб и ошибок.
Полина Колосова
Рассказывает про обновления платформы и мобильного приложения Teachbase, пишет статьи об онлайн-обучении и помогает компаниям делиться лучшими практиками в развитии сотрудников.
Ольга Ворожейкина
Редактор
Отлично!
Спасибо! Наш менеджер скоро свяжется с вами.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram с полезной информацией про обучение.

Разработаем онлайн-курс под ваши потребности

Своя студия, профессиональное оборудование и проверенная команда. Подберем формат, который эффективно решит задачи, глубоко погрузимся в тему курса и поможет создать учебный контент. Подключимся на любом этапе.