Кейсы
Кейсы
+7 (495) 660-38-43
+7 (495) 660-38-43
Услуги
Услуги
Решения
Решения
Полезное
Полезное
Функционал
Функционал
Тарифы
Тарифы

Как перевести очные тренинги в онлайн

Гид по переносу очного курса на онлайн-платформу.
Дата публикации 21.04.2020
Как экономить на корпоративном обучении
В текущей ситуации — с массовым переходом компаний на дистанционный формат обучения сотрудников — самой понятной альтернативой живому обучению являются вебинары и онлайн-курсы.
Но переход в онлайн стоит начать не с тестирования Zoom или LMS. Начать нужно с проектирования обучающего курса, это не обязательно займет много времени, но позволит иначе работать с вовлеченностью в дальнейшем. Как это сделать — расскажем ниже.
Перевод учебных программ в формат онлайн-курса — это стратегически важная задача.
  1. это позволит снизить нагрузку на тренера.
  2. это позволит значительно сэкономить бюджет в перспективе.
  3. это будет удобнее для самих сотрудников.

Что переносить в формат онлайн-курсов?

В формат онлайн-курса можно перенести любую тему. Разнообразие инструментов, от ppt-презентаций до VR-тренажеров, позволяют это сделать.

Но наша задача в режиме экспресс-перевода в онлайн — понять, что мы можем перенести уже завтра, на что понадобится более длительное время, а что мы расскажем на вебинаре.

К примеру, soft skills — это сфера, где существует вариативность в действиях в зависимости от реакции собеседника или от условий, в которых вы как сотрудник находитесь. Поэтому на каждом шаге обучения важно именно объяснять.
Рассмотрим стандартный набор тренингов компании для фронт-подразделений и поделим их по типам:
Организационные

  • Welcome-курсы
  • Ввод в должность
  • Информационная, пожарная
  • и прочие безопасности
  • Внутрикорпоративные стандарты работы
Софт-скилы

  • Продажи
  • Деловые переговоры
  • Тайм-менеджмент
  • Эмоциональный интеллект
  • Лидерство
  • Управленческие навыки
Хард-скилы

  • Продукт
  • Работа с ПО
  • Работа с документами
Распределим курсы по форматам обучения:
Онлайн-курс

  • Welcome-курсы
  • Ввод в должность
  • Информационная, пожарная и прочие безопасности
  • Внутрикорпоративные стандарты работы
  • Продукт
  • Работа с ПО
  • Работа с документами
Вебинары

  • Деловые переговоры
  • Тайм-менеджмент
  • Эмоциональный интеллект
  • Лидерство
  • Управленческие навыки
Онлайн-курс & вебинары

  • Продажи

Ключевые этапы переноса тренинга в онлайн-курс

1. Создание структуры курса
Практически под каждый корпоративный тренинг разрабатывается презентация, в которой изложено все содержание тренинга. Так как мероприятие очное и основной фокус идет на тренера, в презентации живут тезисы по подтемам, которые помогают тренеру и участникам понимать, на каком они сейчас этапе. Также в презентации может быть показаны основные этапы тренинга: обсуждение правил поведения на тренинге, знакомство, сбор ожиданий, а в конце обязательно рефлексия.

В онлайн-курсе тезисов будет недостаточно, а знакомство и рефлексия с тренером вообще отсутствует. Ученик находится один на один с материалом.

Если мы это убираем, то что даем взамен?

Несмотря на то, что вы, скорее всего, дадите людям некий гайд по системе онлайн-обучения и познакомите их с ней до старта обучения, рекомендуем:
  • Сделать инструкцию о том, как проходить курс.
  • Визуализировать карту курса, чтобы участник видел свой учебный путь — что и когда он будет изучать.
Если в вашем тренинге были медиа-файлы, вы можете их вставить в курс как файлом, так и ссылкой на УouTube или Vimeo либо загрузить любую аудиозапись.
Главная задача до начала пересборки тренинга в курс — создать структуру теоретических и тестовых активностей онлайн-курса. За основу можете взять специально разработанную нами форму. Скачать можете ее по ссылке.
2. Раскрытие тезисов
Под раскрытием мы имеем в виду описание тех тезисов, которые у вас присутствуют на том или ином слайде. Вероятно, у вас есть сценарий к вашему тренингу, где вы прописывали более подробно свою речь по каждому блоку. То, что вы ранее рассказывали голосом, послужит текстовым материалом к курсу.

Если такого сценария нет и вы каждый раз импровизируете, то вам все же придется заняться его написанием. С текстом тоже надо будет поработать: сократить и донести основной смысл, без воды и художественных приемов.
3. Визуализация информации
Онлайн-курс — это медиа-продукт и, как любой такой продукт, он требует проработки визуальной составляющей. Вот почему.

Визуализация:

  • придает смысл тексту
  • позволяет убрать лишний текст
  • создает устойчивую ассоциацию с прочитанным
  • облегчает изучение, так как отсутствуют раздражающие факторы.
Самый простой инструмент для разработки теоретической части курса — это понятный всем Powerpoint или Keynote.
Работая над визуализацией курса действуйте по этим правилам:
  • Не более 3-х цветов, для сохранения единого стиля.
  • Не более 5−7 ключевых элементов на слайде, выше вероятности что слушатель их запомнит.
  • Иллюстрации в едином стиле. Если решили использовать иконки с www.flaticon.com , то используйте только их. Решили добавить реалистичные фото с www.unsplash.com — значит, оформляем только такими фотографиями.
  • Все объекты выровнены и относительно друг друга, и относительно окна презентации. Невыровненные объекты затрудняют изучение. Ученик фокусируется на ошибках визуала и отвлекается от содержания.

Разработка заданий, тестов, опросов

Раз уж ранее мы в качестве примера взяли тренинг по продажам, то покажем, как можно проверить усвоенные знания при переносе такого тренинга в онлайн.
Задание
В ходе проработки выявления потребностей клиента, участникам часто дают задание, где нужно за отведенное тренером время создать 3−5 открытых вопросов, опираясь на изученную теорию. Мы можем перенести это задание, не изменяя его. И в дополнение вы получаете возможность, задав критерии качества выполнения, дать объективную оценку сотруднику по его ответу, плюс, в случае необходимости, написать мотивированный комментарий. А если для выполнения нужен шаблон, сделайте его и прикрепите к заданию в системе.

Вот пример:
1 пример:
И при этом они являются одной из наиболее распространенных форм контроля знаний в ходе онлайн-курса. К сожалению, несмотря на кажущуюся простоту, составить качественные вопросы для теста не так-то просто. Ведь хороший тест должен не просто проверять знание фактического материала курса, но и оценивать способность применять полученные знания на практике.
Тесты — это отдельная наука
И при этом они являются одной из наиболее распространенных форм контроля знаний в ходе онлайн-курса. К сожалению, несмотря на кажущуюся простоту, составить качественные вопросы для теста не так-то просто. Ведь хороший тест должен не просто проверять знание фактического материала курса, но и оценивать способность применять полученные знания на практике.

Тест должен помочь отделить знающих слушателей курса от тех, кто материал курса не знает и не понял. Как показывает практика, большинство тестов, составленных неспециалистами в обучении, получаются довольно слабыми и не решают учебных задач. Для таких тестов требуется серьезная доработка и переработка с учетом методических принципов составления тестов. Примеры подобной доработки тестовых заданий приведены ниже.

Приведем 2 примера:
Приведем 2 примера:
1 пример:
Комментарий:

Можно потратить вопрос на проверку знания какой-либо характеристики товара, а можно, как в реальной рабочей ситуации, проверить способность отвечающего сравнивать товары между собой. В исправленном варианте вопрос проверяет не только знание характеристик нескольких товаров, но и способность к сравнению их между собой. Таким образом, вместо нескольких простых однотипных вопросов используется один более сложный, что позволяет сделать тест более эффективным.

2 пример:
Комментарий:

2 варианта ответов Да/Нет позволяют угадать верный ответ с вероятностью 50%, что очень много. В измененном вопросе нет подсказки, а число вариантов ответа увеличено до 4.

*описание тестовых заданий и примеров, предоставлено Ольгой Занегиной — методистом онлайн-курсов.

Созданные в каждой части промежуточные тесты можно объединить в один итоговый тест, который сотрудники пройдут после прохождения всех материалов курса.
Опросы
Для опросов воспользуйтесь известным инструментом: Google Forms.

Созданный опрос легко вставить в ваш курс и получать обратную связь от пользователей в режиме онлайн с графиками и диаграммами.

Загрузка материалов

После того, как все теоретические материалы курса готовы, заботливо сконвертируйте их в PDF. Загрузите вместе с тестами и заданиями и назначайте сотрудникам.
По времени на создание онлайн-курса в таком формате вы потратите:
  • Создание структуры: от 15 минут до 1 рабочего часа.
  • Работа с текстом: от 4 до 8 рабочих часов (если нет сценария к тренингу).
  • Визуализация: от 4 до 8 рабочих часов (в зависимости от вашей фантазии и выбранной концепции).
  • Перенос тестов и заданий: от 3 до 5 рабочих часов.

Примеры до

Пример обучающего материала "до"
Пример обучающего материала в Teachbase

Примеры после

Если вам нужна помощь с разработкой профессиональных онлайн-курсов, отличных от экспресс-примеров из данной статьи, обращайтесь к нашим менеджерам по телефону или электронной почте. Или оставляйте заявку на сайте, мы вам перезвоним.
Отлично!
Спасибо! Наш менеджер скоро свяжется с вами.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram с полезной информацией про обучение.
Попробуйте демо бесплатно
Оставьте заявку — свяжемся с вами, уточним детали и все оформим.