1. Главная
  2. Статьи Teachbase
  3. Бизнес-тренер: трансформация профессии

Бизнес-тренер: трансформация профессии

Шесть лет назад бизнес-тренер вел стандартные очные тренинги в аудиториях, иногда разрабатывал новые и оценивал сотрудников. Сегодня приходится работать за четверых. Виталий Пинигин рассказывает, как изменилась профессия бизнес-тренера.
Бизнес-тренер: трансформация профессии
Дата публикации 05.05.2018

Введение

Во время тысячного корпоративного тренинга по продажам я осознал, что формат и содержание уже не цепляют ни меня, ни аудиторию.
Это случилось после того как я шесть лет отработал корпоративным бизнес-тренером. Не думал, что профессия трансформируется так быстро. Раньше бизнес-тренер вел очные аудиторные тренинги по готовым материалам, иногда разрабатывал новые, оценивал, как они работают, писал индивидуальные программы.
Сейчас я помогаю новым людям адаптироваться в компании, обучаю и развиваю персонал. Раньше задача была проводить тренинги и курсы, теперь — планировать, организовывать, контролировать и мотивировать. «Классический» бизнес-тренер стал никому не нужен.
На мой взгляд, причина такой трансформации — в двух параллельных процессах.

Развитие собственных знаний и навыков

Вот вы работаете у себя в компании: делаете презентации и рабочие тетради, проверяете тексты на бумаге. Потом встаете на перерыв и видите — люди ходят со смартфонами, общаются в мессенджерах, звонят по видеосвязи, учатся в симуляторах и бизнес-играх онлайн.
Потребности пользователей меняются. Если не поймать волну — выбросит за борт.
Есть компании, в которых этим занимается отдел методологии. Тогда тренер подчиняется правилам, его задача — провести тренинг по заданному сценарию. Шаг влево, шаг вправо — расстрел увольнение. По моему опыту, так происходит в больших торговых корпорациях, реже — в промышленности.
В компаниях, где работал я, бизнес-тренер сам решает, как будет выглядеть и проходить обучение, и только утверждает это с руководителем. В идеальном мире один такой специалист знает и умеет все.
Разбирается в современных форматах обучения. Знает, как работают интерактивные электронные курсы, тренажеры-симуляторы, цифровые деловые игры, мультимедиа-контент (видео, аудио, графика), мобильные приложения, чат-боты, sms-обучение и мессенджеры. И конечно — умеет создавать контент для этих форматов.
Выступает на публике, проводит тренинги, конференции и круглые столы.
Выстраивает методологию согласно матрице компетенций сотрудников, планирует форматы обучения, сроки и численность людей.
Создает и внедряет проекты кадрового резерва, наставничества и оценки качества обслуживания. Еще — знает все виды мотивации и программы ее развития: от материальной поддержки до геймификации.
Если это про вас — поздравляю! Вы обеспечите себя практической и, если хотите, научной работой на десять лет вперед и станете опорой малого бизнеса. Это образ корпоративного специалиста по обучению в компании, где он работает один.

Организация работы команды

Когда в компании работает два бухгалтера, и наступает финансовый кризис, одного увольняют. Теперь оставшийся делает работу за двоих. Это плохой сценарий: бухгалтер или не справится с объемами, или будет работать сверхурочно, перегорит и уйдет в другую компанию.
Так же один бизнес-тренер не справляется со всей работой. Чтобы создать эффективный корпоративный университет или учебный центр, тренер или руководитель набирает команду. Нужно еще три человека:
Методолог digital-программ. Разрабатывает структуру материалов под заказчика, выбирает инструменты, согласовывает сроки и объемы работ.
Дизайнер интерфейса/Иллюстратор. Придумывает и отрисовывает, как пользователь будет взаимодействовать с учебной средой онлайн. В каком стиле будет выполнен курс, презентация.
Программист. Работает с софтом для обучения, разрабатывает и дорабатывает функции программ для компьютеров, планшетов, смартфонов.
Простой путь — набрать людей из смежных подразделений компании. Есть две причины, почему этого не стоит делать.
Коллеги заняты основной работой. Встроить в плотный график новую задачу будет сложно. Нарушается баланс, при котором вы либо долго реализуете простые, но важные процессы, либо останавливаете проекты других подразделений.
Скорее всего, они знают про обучение и развитие сотрудников какие-то базовые вещи и не будут думать о конечном пользователе и его потребностях, не проявят инициативу, чтобы улучшить проект. Им хочется скорее выполнить просьбу и вернуться к своим делам.
Второй вариант — взять под проект сотрудников на фрилансе. Есть риск, что придется самому координировать работу и «собирать» продукт, если каждый фрилансер отвечает только за свою часть. Вы потратите деньги и время, а пока продукт выйдет — изменятся потребности пользователей.
По опыту, лучше собрать свою команду. Альтернативный вариант — договориться со сторонней компанией и вместе работать над проектом. Не с отдельными фрилансерами, а с командой. По такому принципу работает платформа Teachbase.
Все эти изменения — позитивные. Профессия вбирает в себя все важное и новое, избавляется от устаревших, менее эффективных методов и это становится особенно важным, когда люди массово потребляют контент. В конечном счете выигрывает тот, кто делает качественнее, доставляет удобнее и быстрее остальных. Браться за это одному, своей командой или нанимать чужую — вопрос желания и бюджета.
Лиза Настатуха
Редактор-универсал. Помогает бизнесу закрывать разные текстовые задачи. Пишет все — от UX-текстов до книг. Чаще всего занимается бренд-медиа — как стратег, автор и менеджер.
Елена Тюкалова
АВТОР
Попробуйте демо бесплатно
Оставьте заявку — свяжемся с вами, уточним детали и все оформим.