Вместе с Корпоративным университетом Движения Первых разработали курс для адаптации новых сотрудников. Сегодня обучение прошли более 4000 человек — и это только начало.
Велком-курс для Движения Первых: адаптируем новых сотрудников
Кейс
Движение Первых — уникальная российская общественная организация. Объединяет школьников, студентов, родителей, учителей и общественных деятелей, предоставляя детям и взрослым равные права и возможности для участия. Принцип соавторства позволяет обмениваться опытом и сохранять культурные традиции, способствует эффективной работе на благо общества. Движение играет важную роль в возрождении института общественного воспитания и развитии социально ориентированных инициатив.
О Движении
школьники и студенты в возрасте от 6 до 25 лет,
совершеннолетние вожатые и волонтеры,
общественные объединения и НКО
11 000 000+ участников
первичных отделений в школах, колледжах и вузах, а также организациях молодежной политики, культуры и спорта
50 000+
региональных отделений
89
штатных сотрудников
6500+
О задаче
Как правильно транслировать миссию и ценности Движения?
Как вести себя в соответствии с нормами и правилами, принятыми в организации?
Раньше в команде Движения Первых не было единого вводного обучения. Полноценный онбординг проходили только сотрудники аппарата в Москве. В региональных отделениях отсутствовало единое понимание:
Со временем стало понятно, что пришло время масштабироваться — и запускать онбординг-курс для всех. Лучше — в онлайн-формате: чтобы дотянуться до каждого сотрудника независимо от региона.
Почему выбрали Teachbase для разработки портала
Елена Лебедева, руководитель Корпоративного университета Движения Первых
Мы разрабатываем курсы и сами. Но онбординг-курс — самый имиджевый, первый электронный материал, с которым работает новый сотрудник. Хотелось чего-то особенного.
Нам важно, что Teachbase работает с крупными заказчиками, в том числе в государственном секторе, понимает специфику схожих проектов. Смотрели на качество продуктов Teachbase Content и позиционирование на рынке.
Как мы работали над курсом
Работу над курсами мы всегда начинаем с исследований — уточняем задачу, составляем портрет целевой аудитории. Аудитория курса Движения Первых — новые сотрудники и наставники:
Проанализировали целевую аудиторию и прописали «голос» курса
Креативные молодые люди 18−35 лет. Живут в городе, учатся и работают в областях, связанных с наукой, государственным управлением, политикой, правом и волонтерством.
Интересуются жизнью государства, хотят быть полезными, реализовать себя. Ценят честность, открытость, взаимопомощь, семью и друзей.
С опорой на портрет целевой аудитории мы продумали «голос» курса — дружелюбный, заботливый и тактичный, с обращением на «ты». Затем уточнили образовательные результаты и утвердили структуру — что, как и в каком объеме хотим рассказывать.
ценности, миссию и основные принципы Движения;
историю создания, темп и вектор развития Движения;
кодекс поведения и особенности культуры общения в команде;
функциональную организационную структуру Движения;
основные документы, регулирующие деятельность Движения;
правила работы с IT-ресурсами.
Сотрудник, завершивший велком-курс, знает:
Сотрудник, завершивший велком-курс, понимает:
что миссия Движения — не просто слова, а ориентир для работы большой команды;
как Движение раскрывает возможности каждого ребенка;
уровень, масштаб и значимость проектов Движения.
В курсе нужно рассказать о миссии, ценностях и внутренних правилах Движения.
При этом — с упором на практику: чтобы после обучения осталось меньше вопросов.
С опорой на миссию Движения Первых мы выделили ключевые смыслы: быть с Россией, быть человеком, быть вместе, быть в движении и быть первым. Выдвинули гипотезу — сотрудники Движения Первых проводят много времени в социальных сетях и, скорее всего, любят путешествовать. Отталкиваясь от этой гипотезы и ключевых смыслов, мы предложили три концепции курса. Движение Первых выбрало первую концепцию — курс-поход.
Продумали концепцию — курс как поход
Курс как социальная сеть
Участник знакомится с Движением через материалы в формате текстовых и голосовых сообщений, уведомлений, видеозвонков.
Курс как навигатор
Участник задает маршрут, как в картографических сервисах. Каждая остановка — блок учебных материалов.
Курс как поход
Участник отправляется в поход — покорять горную вершину. По ходу маршрута открывает новые территории и знакомится с Движением. Во время привала — проверка знаний.
Романтика похода, командной работы и разговоров у костра создает атмосферу доверия и помогает объяснить ценности Движения Первых. Главная мысль: «Время двигаться вперед и покорять новые вершины. Движение в этом поможет».
При подготовке уроков мы опирались на справочник для новых сотрудников Движения и дорабатывали материалы — запрашивали дополнительную информацию, упрощали текст, связывали теорию с реальной практикой, добавляли иллюстрации. Теорию подавали с позиции участника — закрывали вопросы, которые могут возникнуть у сотрудника, регулярно проверяли, чтобы информация была полезна в работе.
Адаптировали материалы — чтобы было проще воспринимать
Страница из справочника для нового сотрудника Движения Первых
Страница из справочника для нового сотрудника Движения Первых
много текста, неудобно воспринимать информацию
непонятно, зачем нужны системы электронного документооборота
много лишней информации, сложных, «тяжелых» предложений
Аналогичная глава в курсе. Разбили информацию на смысловые блоки, чтобы участникам было проще воспринимать, добавили иллюстрации и скриншоты
Аналогичная глава в курсе. Разбили информацию на смысловые блоки, чтобы участникам было проще воспринимать, добавили иллюстрации и скриншоты
объяснили, зачем вообще нужны системы электронного документооборота
добавили иллюстрации
разбили на три смысловых блока
добавили понятные скриншоты
привели конкретный пример, зачем нужен сервис
оставили только самое важное: что за сервис
оставили только самое важное: зачем он нужен
закрепили материал на реальных примерах в тестовых вопросах
Параллельно с работой над курсом дизайнеры Движения Первых перерабатывали брендбук. Мы подстраивались под изменения и предлагали собственные варианты оформления. Работали поэтапно. Сначала — согласовали черновые варианты, потом — отрисовали иллюстрации.
Выбрали дизайн — спокойный и монохромный
Один из финальных вариантов — с узнаваемой геометрией в фирменных цветах Движения. Из минусов — яркие иллюстрации отвлекают от учебных материалов
Промежуточный вариант дизайна хороший, но слишком далекий от фирменного стиля Движения Первых
Финальный вариант — более лаконичный. Монохромный дизайн снижает объем когнитивной нагрузки
Одна из важных частей курса — приветственные видеосообщения от председателя правления Движения Первых, руководителей отделений и департаментов. Видео мы записывали в собственной студии. Сначала — подготовили и согласовали сценарии, затем — организовали и провели съемки.
Записали видеоконтент в собственной студии — с сотрудниками и руководителями Движения
У нас есть все для видеосъемок — собственная студия, оборудование и проверенная команда
Курс выстроен по основным принципам андрагогики. Обучение состоит из четырех больших блоков — этапов. Внутри каждого этапа — несколько коротких уроков. В конце — привал: возможность подвести промежуточные итоги и проверить знания.
Собрали обучение — масштабное восхождение на вершину
Первый этап обучения — сборы в поход. Участник не просто наблюдатель, а полноценный герой обучения: готовится к путешествию, складывает в виртуальный рюкзак снаряжение — мобильный телефон, часы, компас, карту, документы. Интерактивный интерфейс вовлекает. Каждый элемент раскрывает миссию, ценности и особенности работы Движения Первых.
Часы помогают проследить хронологию развития Движения
Фотоальбом — о мероприятиях, которые организует Движение
На телефон приходят приветственные видеосообщения от руководства Движения Первых. Именно их мы снимали в студии
Компас — рассказать о направлениях работы
На втором и третьем этапах участник узнает о принципах коммуникации и стандартах работы в команде Движения Первых — как общаться с коллегами, зачем и как пользоваться корпоративными сервисами.
Текст дополняют иллюстрации со знаковыми культурными символами России — традиционными игрушками, балериной и другими.
В карточках о принципах и табу общения — не только теория, но и конкретные примеры
Четвертый этап подводит итоги похода. Участник вспоминает все изученные темы и отвечает на вопросы о работе Движения Первых. Например, выбирает из списка принципы Движения, отмечает коммуникативные табу.
На каждом этапе теорию разбавляет практика — короткие блиц-опросы и интерактивные задания для закрепления знаний. Практические задания основаны на реальных ситуациях, с которыми может столкнуться сотрудник.
Или разобраться со странным письмом на почте
Например, нужно отправить заявление на отпуск
Результаты
Разработали обучение быстро и качественно
недель на разработку
Сделали оперативно и с вниманием к деталям
12
большой онлайн-курс
Велком-курс «Покоряем вершины»
1
Сотрудникам нравится обучение
сотрудников прошли курс
В первую очередь обучение назначили команде как обязательное — для синхронизации. Затем — вшили курс в общую траекторию онбординга
4000+
учеников
оценили курс как «очень полезный»
95%
учеников
готовы рекомендовать курс коллегам
77%
«Благодарю за интересный курс и креативную подачу информации!»
«Очень интересно, познавательно и эффективно!»
«Шикарное оформление, очень понравилось!»
«Интересно выстроен курс, будто реально отправился в путешествие! Радует четкая последовательность, отсутствие лишней информации».
В планах — развивать обучение вместе с Teachbase
Елена Лебедева, заместитель руководителя Корпоративного университета «Движения Первых»
В работе с Teachbase особенно понравилась гибкость, готовность подстраиваться под все наши изменения и капризы, быть на связи даже за рамками основных задач.
У Движения масштабные цели — и мы планируем и дальше идти к ним вместе с Teachbase.