1. Рассказать о пользах обучения
Акцентируйте внимание на двух аспектах. Пользе здесь и сейчас: почему после софт-скилового обучения работать будет легче. И пользе будущего: как софт-скилы могут повлиять на развитие карьеры.
Например: Тайм-менеджмент поможет управлять своим расписанием и комфортом. Поймете, как распределять задачи, чтобы качественно и в срок выполнять каждую и за рабочий день не выматываться. Какие аргументы помогут бороться с тем, что вас заваливают задачами и все нужно вчера.
В будущем навык тайм-менеджмента поможет стать сильным проджект-менеджером или руководителем, под крылом которого команда все успевает, не выгорая. Или уйти на фриланс с уверенностью, что он действительно даст свободу, а не превратится в работу 24/7.
Углубиться в тему: как рекламировать сотрудникам обучение, какие задачи это решит и в каком формате рекламу подать — разбираем здесь.
2. Подать обучение в формате марафона
Обучение по сути — мероприятие, которое должны пройти все, уложившись в определенные сроки. Звучит сурово. Когда обучение подается в виде марафона, суть не меняется, а суровость уходит. Плюс, появляются мотивирующие факторы.
дедлайны, задающие темп обучения
открытый рейтинг учащихся
Софт-сткиловое обучение хорошо ложится в формат марафона, потому что просто подобрать единую программу. Базовые софт-скилы (коммуникации, тайм- и стресс-менеджмент) будут полезны разным сотрудникам из разных отделов.
Как работает марафон? Единая цель и дедлайны стимулируют не отрываться от коллектива. Информация о том, кто как обучается, висит в открытом доступе — это помогает оценить свой уровень на фоне других коллег и мотивирует хорошо себя показать. Ну, а награды стимулируют победить (можно подарить что-то полезное для работы: курс, книга, встреча с экспертом).
Что имеем в итоге: сотрудник переключается из неодобряющего режима «зачем мне это обучение» в мотивированный режим «движемся к победе».
Углубиться в тему: обучение-марафон — пример использования геймификации. Как еще можно добавить геймификации в обучение, разбираем здесь.
3. Сделать обучение удобным
Обучение может ощущаться как что-то, что внезапно ворвалось в жизнь и осложняет ее. А может ненавязчиво вплетаться в ежедневную рутину. Чтобы обеспечить базовый комфорт, нужно сделать обучающий материал понятным и удобным для изучения. А именно:
Подать информацию на простом языке. Подкрепить примерами сложные моменты и показать то, что лучше один раз увидеть.
Подумать о том, удобно ли будет читать или смотреть материал и усваивать информацию. Разбить текст на комфортные абзацы и разбавить иллюстрациями. Если это видео, то давать важные моменты (термины, пошаговые инструкции, цифры) текстом, а не просто проговаривать.
Сделать уроки короткими, оптимальная длина 15−30 минут. На короткий урок проще найти время, он не утомляет и дается легче, потому что вовлеченность не падает и не надо заставлять себя собраться.
Изучить, как сотрудники привыкли пополнять знания, и не заставлять их менять привычки. Смотреть ролики или читать? С телефона или с компьютера? Дома в кресле с чаем или только в рабочее время? То, что курсы открываются с телефона — уже может быть мотивацией к обучению, если у сотрудников есть привычка заполнять паузы, читая что-то в телефоне.
4. Добавить «специй»
Специи делают еду интереснее, хочется еще и еще, чтобы распробовать вкус. Подобного эффекта можно добиться и в обучении. Чем приправить обучение:
Неформальность. Самое простое — написать курс на неформальном языке и разбавить юмором, чтобы было ощущение, что тебя обучает друг. Можно сложнее — применить сторителлинг, подать материал в виде истории с персонажами. Этот вариант трудоемкий и подойдет, если делаете важный софт-скиловый курс, которым компания будет долго пользоваться.
Связка с личной жизнью. Когда курс влияет не только на рабочую жизнь, но и на личную, появляются сильные личные мотивы его пройти. Обучение софт-скилам — тот случай, когда добавить связку с личным просто. Например, советы о том, как общаться со сложными клиентами, можно проиллюстрировать примерами и из рабочей, и из обычной жизни. Провести параллель — как навык поможет вне работы, где тоже встречаются сложные люди.
Общение. Одно из главных удовольствий рыбалки — обсудить рыбалку. Так же и с обучением. Вместе порефлексировать после обучения, обнаружить, что у вас общие ошибки, обменяться опытом и ссылками — приятно. Но главное польза: сопутствующее общение делает обучение чем-то большим, в итоге повышается вовлеченность в процесс и мотивация продолжать учиться.
Углубиться в тему: сторителлинг в деле — в компании Инвитро подали обучение коммуникациям как путешествие с Маленьким принцем по волшебной вселенной. Подробнее рассказываем здесь.