Форматы обучения: разбор

Разбираем популярные форматы обучения: под какие задачи подходят, насколько затратны, плюсы-минусы. Это первая часть, про чисто теоретические и гибридные форматы (где теория совмещается с практикой).
Форматы обучения: разбор
Дата публикации 03.02.2021

Недорогие форматы для подачи теории

Презентация

Для чего подходит: для подачи теории на любую тему. Это может быть и что-то софтскилловое, и гид по строительным материалам, и инструкция по работе с программой.
Нет интерактива, ученик не получает обратную связь о своих успехах — обучение не додает эмоций, из-за чего может случиться спад вовлеченности. А инструкции при такой подаче получатся эффективными, только если программа или техника простая.
Минусы
Плюсы
Дешево, быстро, привычно. Что-то поменять или освежить материал — не проблема. А еще презентации — долгоживущие монстры. Когда обучение только запускается, нужен простой доступный формат, это как раз презентация. Потом обучение масштабируется, у компании появляется СДО — и презентации легко трансформируются в курсы. Разбиваешь их на части (уроки), добавляешь тесты.

Тильда *

* Лонгрид, собранный в сервисе Тильда. Вообще, это сервис для создания сайтов. Но он стал популярен среди разработчиков курсов — в Тильде удобно делать лонгриды и они получаются сочные.
Для чего подходит: тоже для подачи теории на любую тему.
Подписка на Тильду со всеми эффектными плюшками платная. Но недорогая. Насчет инструкций — то же самое, что с презентациями.
Минусы
Плюсы
Быстро собирается, как презентация. Только оформительские возможности шире: можно вставить видео, сделать простую анимацию и мини-тесты для самопроверки. Получается привлекательно, современно, интерактивно — это вовлекает. Допвозможности на простоте не сказываются, в Тильде легко работать, даже если ты совсем не программист.

Мессенджеры и чат-боты

Для чего подходят: для экстренного обучения. Например, запускаете акцию на неделю и нужно оперативно всех проинформировать.
Не подойдет для обучения, где нужно потреблять информацию сфокусировано большими объемами.
Минусы
Плюсы
Просто, быстро, дешево (ну только если вы не разрабатываете чат-бот с нуля своими силами). Беспроблемно вставляется всякий интерактив: от мигающих стикеров до видео и опросов. Обучение будет происходить в привычной и неформальной среде.

Вебинар

Для чего подходит: для софт-скилового обучения, для оперативного рассказа о чем-то новом в компании.
Полноценная подписка на сервис для проведения вебинаров, со всеми примочками и без ограничений — платная. Вебинар требует, чтобы все учащиеся одновременно были в онлайне и с хорошим интернетом. Бывают исключения, если взаимодействие с аудиторией не критически важно и можно потом просто посмотреть запись.
Минусы
Плюсы
Некоторая информация лучше усваивается, когда слышишь ее от человека. Особенно если знаешь его, или он эффектный рассказчик, или все сразу. Вебинар хорош тем, что он дает не просто рассказать, но и показать (слайды, свой экран) и пообщаться с аудиторией. А еще он просто и быстро организовывается.

Подкаст

Для чего подходит: для софт-скилового обучения, но только если рассказ полноценен без графиков, схем и прочего визуала.
Когда человек один на один с аудио, ему сложно сохранять вовлеченность. С этим должна помогать правильная речь спикера: интонации, паузы и т. п. Возможно, надо будет тратить время на обучение спикеров вот этим всем нюансам.
Минусы
Плюсы
Если сотрудники любят подкасты, они тепло примут такое обучение, и оно успешно стартует. Особенно круто получится, если сотрудники будут еще и гостями подкастов. Кейсам и советам от людей, которых знаешь и которые варятся в той же среде, доверяешь больше.

Теоретические форматы подороже

Видео

Для чего подходит: для инструкций и теории, которая долго не устареет.
Эффективное видео — значит качественное. Чтобы снять такое, нужны деньги, время, люди. А если информация устареет, придется переснимать — опять затраты. Хотя бывают исключения, когда шероховатости видео не мешают обучению. Пример: сняли на телефон инструкцию по работе с новой техникой. Да, с помехами, зато все сразу посмотрели и быстро научились пользоваться.
Минусы
Плюсы
Видео — идеальный вариант, когда лучше один раз увидеть, как делает другой, а не сто раз прочитать. А еще видео легко усваивается, контент как бы сам ложится в мозг. Ну и, это сейчас привычный формат потребления информации, хорошее видеообучение ощущается как просмотр Ютуба.

Анимированные курсы

Для чего подходят: для долго не устаревающей теории.
Важно подобрать правильную анимацию — это непросто, надо очень тонко чувствовать аудиторию. Если анимация «не зайдет», к курсу будут относиться как к скучному рабочему мультику .
Минусы
Плюсы
Анимированный курс — способ подать теорию нескучно и неформально, то есть обеспечить обучению высокую вовлеченность. Крутой курс обойдется дешевле крутого видео, так как не нужна студия с оборудованием и прочие примочки.

Теория плюс практика, дорого

SCORM *

* курс, сделанный в формате SCORM. Проще говоря, обычный онлайн-курс из разных материалов по теории, с кнопками и переходами, с заданиями.
Для чего подходит: для подачи любой теории и отработки ее на практике.
Курс в формате SCORM сложно создается, под разработку нужна спецкоманда, в итоге получается дорого и долго. Чтобы освежить материал или что-то поправить, опять нужна спецкоманда и время. Это ключевое, еще есть пара нюансов насчет практической части.
Минусы
Плюсы
Возможность добавить к теории практическую часть, а теорию подать увлекательно, с видео и интерактивом. А еще в курс можно заложить сценарий обучения — и человек будет идти по учебному пути правильно и с интересом. Плюс именно SCORM-курса в том, что он встраивается почти в любую платформу для обучения (меняя платформу, просто переносишь свои курсы на другую).

VR и AR

Для чего подходят: для обучения, при котором важно взаимодействовать с рабочей средой (инструкции) или получать мгновенную обратную связь (коммуникации).
Это что-то из будущего и пока ощутимо дорого.
Минусы
Плюсы
Обучение дает и теорию, и практику, и моментальный отклик на твои действия. Практика происходит в среде, которая максимально приближена к рабочей реальности — что еще нужно для эффективности.
Для полноценного обучения нужна практика. Дать ее вместе с теорией позволяют только SCORM, VR и AR. Не всегда есть возможность или потребность делать дорогое обучение, плюс — эти форматы некоторые практические задачи не закрывают. Но есть практические форматы. Подробнее о них читайте здесь.
Лиза Настатуха
Редактор-универсал. Помогает бизнесу закрывать разные текстовые задачи. Пишет все — от UX-текстов до книг. Чаще всего занимается бренд-медиа — как стратег, автор и менеджер.
Елена Тюкалова
АВТОР
Попробуйте демо бесплатно
Оставьте заявку — свяжемся с вами, уточним детали и все оформим.