Как и любое предприятие, инфобизнес работает ради получения прибыли. Платные вебинары получают более заинтересованную, но и более критично воспринимающую происходящее аудиторию. Люди, потратившие деньги на вебинар, хотят получить и качественный контент, и оперативную обратную связь, и отсутствие технических проблем во время конференции. Если всего этого организаторы им не предоставят — слушатели будут недовольны, а это, опять же, риск потери репутации для спикера. Кроме того, есть вероятность, что охват будет низким, а значит, ни о каком доходе не идет и речи.
Бесплатные вебинары получают более лояльную аудиторию и, как правило, более многочисленную. Такие мероприятия имеет смысл организовывать ради рекламы платного вебинара участвующих экспертов, в рамках отраслевых веб-марафонов, а также в случае, если у спикера еще как таковая отсутствует репутация и звание профи. Это не означает, что семинар должен иметь ценность для слушателей, близкую к нулевой. Не стоит недооценивать эффект «сарафанного радио» — участники вебинара, получившие полезную информацию и новые навыки, скорее всего озвучат свое положительное мнение в интернете, соцсетях и в личных контактах. А это — бесплатная реклама. Если семинар был водянистым — мнения участников также уйдут в сеть, где любой сможет сделать из них нелицеприятные выводы относительно профессионализма спикеров.
У бесплатных вебинаров есть свои минусы. Основной из них — денежные и временные затраты (покупка платформы, подготовка лекции и материалов к ней) без возможности отбить инвестиции сразу. Но бесплатный формат — это работа на имидж, которая всегда окупается при должной подготовке к ней.
Что касается корпоративных вебинаров с целью обучения или донесения новой информации до членов предприятия, чаще всего они проходят в бесплатном формате, а прибыль от них выражается в дальнейшей более эффективной работе сотрудников. Это тот случай, когда выигрывают все.
Вебинар должен быть запущен вовремя. Участники перед тем, как попасть на тренинг, выполнили все требования организаторов, оплатили место (если речь идет о платных курсах), зарезервировали время. Они вправе ожидать от организаторов пунктуальности и высказывать недовольство, если ведущие задерживаются или начинают ранее намеченного. Как правило, в сети недовольство высказывается публично — в формате отзывов, которые доступны всем желающим. Негативные отзывы могут нанести репутации спикеров непоправимый урон.
Следующий момент, который нужно держать в фокусе — оперативная обратная связь. Ведущий обязан поддерживать ее с участниками, следя за чатом и отвечая на вопросы. Чтобы не прерывать выступление, иногда спикер предлагает выделить под ответы отдельный блок — в конце встречи.
Во время лекции следует предусмотреть перерывы. Формат вебинара предполагает концентрированную информацию, выданную за относительно короткий промежуток времени. Но возможности человеческого восприятия ограничены, и для качественного усвоения материала мозгу нужны паузы.
К слову, оптимальная продолжительность времени конференций — 1,5 — 2 часа. Затягивать вебинар на 4−5 часов нет смысла — дополнительного эффекта это не принесет, а лишь утомит всех участников. Поэтому, если материал предполагает многочасовую лекцию, ее лучше разбить на несколько.
Очень важно также предусмотреть запись мероприятия. Обычно платформы предлагают такую услугу, но она повышает цену аренды комнаты. В платформе Teachbase запись вебинара бесплатна, но осуществляется по дополнительному запросу. Пример записи вы можете посмотреть ниже: