В обучении важен результат — экономически целесообразный, оправдывающий все ресурсы, затраченные этот процесс. Есть несколько методик определения того, насколько эффективно работает
СДО (система дистанционного обучения). Ниже — наиболее распространенные из них.
1) Анкетирование Самый простой, а потому самый популярный метод: с помощью опроса у участников обучения измеряется уровень удовлетворенности курсом, оценивается полезность, полнота и доступность учебных материалов. Анкетирование проводится сразу после завершения обучающих мероприятий. При этом опрос можно проводить не только среди обучаемых, но и среди их руководителей — они смогут ответить на самый важный вопрос: произошли ли изменения в работе сотрудников после обучения?
2) Тестирование Тестирование, равно как и другие формы проверки знаний (практические задания, упражнения и т. д.), позволяет измерить то, насколько качественно усвоена информация из учебного курса. Тестирование полезно проводить в два этапа — сразу после обучения и через некоторое время, чтобы оценить остаточные знания. Иногда устраивают еще и предварительное тестирование, до начала обучения, чтобы замерить уровень знаний «до», а затем сравнить его с «после».
3) Анализ динамики индивидуальных показателей сотрудниковЕсли в компании ведется статистика каких-либо показателей труда, эти данные могут быть использованы для оценки влияния обучения на уровень развития навыков. Это могут быть: объемы продаж, количество допускаемых ошибок, число жалоб от клиентов, результаты Mystery Shopping (проверка работы сотрудников с помощью таинственных покупателей).
4) Анализ влияния обучения на бизнес-цели компанииДовольно сложный способ оценки эффективности СДО: нужно оценить связь обучающих курсов с такими показателями, как уровень удовлетворенности клиентов и сотрудников, качество выпускаемой продукции или предоставляемых услуг и проч. Трудность в том, чтобы отделить результаты обучения от влияния множества других факторов.
5) БенчмаркингОтносительно новый метод, суть которого в сравнении ключевых показателей эффективности с аналогичными показателями у конкурентов, особенно у лидеров отрасли. Главная сложность — редко какая компания раскрывает сведения о программе обучения сотрудников и ее результатах. Однако такие данные изредка озвучиваются на специализированных конференциях или упоминаются в профильных изданиях.
В ходе опроса среди крупных компаний России, использующих дистанционное обучение, выяснилось, что после прохождения курса анкетирование (или иной способ получения обратной связи) из них проводят 83%, тестирование (или иной способ проверки знаний) — 71%, изменение результативности оценивают в 48% этих компаний, а экономический эффект рассчитывают в 10%.