Top.Mail.Ru

Албес: разработка курсов и первый опыт онлайн-обучения

Кейс
Кейс Албес: разработка курсов и первый опыт онлайн-обучения
Разработали серию курсов для производственной компании. Делимся опытом: как создавать курсы о меняющемся продукте и бережно запустить онлайн-обучение.
«Албес» — российский производитель отделочных материалов из тонколистового металла. О масштабе компании можно судить по заказчикам: международные аэропорты, Московский метрополитен, спортивные арены для топовых команд России, научные кластеры и крупнейшие медицинские объекты.
О компании
Специфика компании
Крупное производственное объединение
«Албес» — это 1000+ сотрудников и несколько предприятий: одни занимаются разработкой продукции, другие производством, третьи реализацией.
Обучают не только сотрудников, но и дилеров
Продукцию «Албес» можно найти в 150+ точках России и СНГ, в том числе в крупных строительных сетях.

Дилеров тоже нужно погружать в продукт. Сначала эту задачу решали каталоги на сайте и очные тренинги в Учебном центре АЛБЕС на территории производства. Со временем стало ясно: требуется более эффективное решение.

Не было дистанционного обучения
Компания пришла в Teachbase с задачей разработать курс для дистанционного обучения — но подобного опыта у нее еще не было.

Практиковалось только самостоятельное обучение по раздаточным материалам и очное обучение в формате продуктовых лекций.
Разная аудитория — разные задачи, нужна гибкая программа-конструктор
Мало просто создать программу — надо бережно внедрить новый формат обучения
Разработку мы всегда начинаем с серии интервью и исследований — «раскапываем» реальные потребности и задачи компании. Это помогает проверить изначальную задачу и пойти в правильную сторону. То, что кажется нужным, может оказаться не тем, что действительно необходимо.
Важный первый шаг: определились с задачей
Изначальный запрос «Албеса» был один, а после интервью задача трансформировалась. Пришли за универсальным курсом для всех, кто имеет дело с продуктом. Это дилеры и архитекторы, а еще сотрудники компании — менеджеры по продажам.
В процессе разбора потребностей поняли:
Архитекторам необходимо глубокое погружение в продукт. Это отдельная большая и не базовая задача, ее лучше оставить на будущее, а стартовать с базы.
Тем, кто занимается продажами как раз нужна база — общее знакомство с компанией и продуктами. Такой курс пригодится для адаптации новых менеджеров и дилеров, а еще для дообучения сотрудников при переходе на продуктовую должность.
Одним курсом потребности разных аудиторий не закроешь — для гибкости лучше разработать программу-конструктор и комбинировать курсы под задачу. Новому сотруднику назначить вводный курс, перешедшему в продукт — подборку продуктовых. А дилеры сами выберут то, что им полезно.
ЗАДАЧА НА СТАРТЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
Унифицированный курс по продукту
ФИНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА
Программа-конструктор: вводные курсы о компании под разную ЦА + серия продуктовых
Как работали дальше: от подбора формата до пилота
Остановились на формате лонгрида:
Подбор формата
Удобно. Предстояло подать большой объем информации, чередуя его со схемами и чертежами. История насыщенная — если уместить такую в слайды, придется жертвовать либо удобством восприятия, либо целостностью. Мы предложили формат лонгрида: по нему можно вдумчиво и плавно продвигаться, он комфортно выглядит и с компьютера, и с телефона.
Свежо. Заказчик одобрил формат — и за практичность, и за прогрессивность. Лонгрид, в сравнении с привычной презентацией, ощущается как нечто свежее.
Работа с экспертами
Эксперты по продукту помогли нам в работе над продуктовыми курсами. Для порядка и упрощения работы мы начали со структуры, а дальше технично наполняли ее. Изучали каталоги компании, разбирали с экспертами трудное и запрашивали недостающее. Информацию «переводили» на простой понятный язык и укладывали в структуру. Эксперты проверяли готовый контент.
С HR-специалистами мы обсуждали рабочие трудности. Например: вот здесь текучка, потому что сотрудники не понимают, как работать с продуктами. Учитываем: курс должен закрывать эту боль. Вообще, вводный курс важно делать вместе с HR-ами, потому что они понимают путь сотрудника в компании, что и как происходит, какие задачи и препятствия есть на этом пути.

Маркетологи помогли отточить подачу курса. Как эксперты по донесению информации до аудитории, они в курсе тонкостей: что часто идет не так при знакомстве с продуктом, что бывает непонятно и как сделать связку между продуктом и продажами.
«Мы с экспертами всегда общаемся вопросом: а что это даст учащимся? Нас попросили добавить блок про влагоустойчивость панелей. Можно молча его добавить и закрыть вопрос. Но мы вникаем: какую задачу это решит — просто дополнит курс или додаст учащимся полезных деталей?

Эксперты объяснили, почему продавцу важно помнить о влагоустойчивости и разбираться в нюансах. Иначе клиент, который пришел за панелями для бассейна, может уйти с неподходящими, а потом вернуться с жалобами на плесень и деформацию.

Такой диалог, с фокусом на пользе учащихся, помогает не просто подать теорию и учесть пожелания клиента, а сделать эффективный курс — полезный и не перегружающий».
руководитель Teachbase Content
Ольга Ворожейкина
Содержание
Работая над контентом, мы опирались на методическую базу:
В серии курсов единая структура подачи. Так легче воспринимать информацию и искать ее по курсу.

От простого к сложному. Сначала база. Усложнения (например, термины) вводятся постепенно, а не вбрасываются разом. При этом даже самое сложное описывается просто и понятно.

Рассказывая, сразу показываем.
Когда перечисляем цвета профиля, добавляем инфографику, а если делимся кейсами, подкрепляем фотографиями.

Соблюдаем баланс теории и практики. В курсах есть не только итоговые тесты, но и промежуточные задания. Изучил блок теории — закрепил, так информация постепенно и качественно запоминается.
ТЕОРИЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Не бойтесь браться за продуктовые курсы, даже если продукт постоянно меняется.

При грамотном проектировании курса обновлять информацию легко. Главное — заранее понимать, что точно (или долго) останется неизменным, и подать «непостоянную» информацию в гибком формате. Например, снять видео с базовым обзором продукта. А вариации, которые постоянно меняются, дать списком, который можно просто отредактировать.

Пока мы разрабатывали курсы, в «Албес» происходило обновление каталогов. Два этих процесса удалось безболезненно запараллелить. Мы выяснили, что будет меняться, и договорились, как будем обмениваться актуальной информацией.
TEACHBASE CONTENT СОВЕТУЕТ
Визуальное оформление
Визуал — отдельный большой пласт работы. Правильный визуал ведет по курсу и делает процесс обучения проще, даже если осваивать приходится сложные вещи. А где-то без него не раскрыть информацию. Например, надо именно показать потолочную систему в деталях — чтобы сотрудник понял, из чего и как она собирается, для каких помещений подойдет и смог понятно объяснить это клиенту.
Цвет. За основу взяли оттенки синего — фирменного цвета компании. Исследовали брендбук в поисках цветов-партнеров: выбрали коричневый и охру для неагрессивных контрастов.

Стиль.
Здесь выбрали два ориентира. Легкость, чтобы большой объем информации не ощущался тяжеловесно, плюс строгая простота, для соответствия серьезному позиционированию компании. Сделать просто — сложная работа. Нужно грамотно передать в иллюстрациях все нюансы и не только разбавить информацию, но и сделать ее удобнее для восприятия.

Иллюстрации.
Курсы иллюстрированы чертежами и схемами продукции. Мы брали исходники у клиента и дорабатывали: убирали перегружающие подписи, выделяли цветом важное, где-то делали дорисовки. Естественно, результат утверждали с экспертами.

Персонажи. Изначальный запрос был на строгий визуал. В процессе мы вместе с заказчиком поняли, что для легкости восприятия сложного обучения стоит добавить эмоциональных иллюстраций с персонажами. Где-то это поможет дораскрыть информацию, а где-то поддержит мотивацию.
Как мы собрали визуал:
ВИЗУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Пилотный запуск
Мы всегда запускаем пилот, чтобы быстрее получить обратную связь по курсу. Важно на раннем этапе проверить его в деле, а если что-то стоит доработать — узнать об этом до большого запуска.

В случае с «Албес» пилот был особенно важен, у компании не было опыта дистанционного обучения. Так что проверяли два момента: как сотрудники отреагируют на курс и подойдет ли платформа под будущие задачи компании.

Пилот помог убедиться, что платформа не будет «пылиться без дела», обучение сотрудникам нравится и эту историю стоит продолжать. «Албес» оформил подписку, а мы продолжили работу над остальными курсами.



Как взять от пилота максимум?

Тестируя курс для «Албеса», мы расспросили сотрудников не только про сам курс, но и про технические моменты. Например, многие жаловались на поведение одного из браузеров. Из-за таких мелочей во время масштабного обучения страдают и учащиеся, и менеджеры, которых атакуют вопросами.

Мы придумали способ подстраховаться: собрали небольшой интерактивный урок с разбором популярных техвопросов. Так пилот помог отточить не только качество контента, но и процесс.





TEACHBASE CONTENT СОВЕТУЕТ
Итоги работы
3 вводных курса
Разработали
• для дилеров
• для РПО «Албес»
• для торгового дома «Албес»
столько времени в среднем нужно на освоение полной программы
5 продуктовых курсов
• Т-профиль
• Кассетные потолки
• Растровые (грильято)
• Фальшполы
• Реечные потолки
На 8 часов обучения
Бережно внедрили обучение
Продумали контрольные точки в процессе разработки. Чтобы заказчик быстрее получал ответы на вопросы (а подходит ли платформа? а примут ли курс сотрудники?), а не оставался с сомнениями до большого запуска.

Провели пилот с правильным фокусом. Помогли клиенту не просто познакомиться с функционалом платформы, а примерить его под будущие задачи.

Помогли организовать запуск. Посоветовали, как подать обучение сотрудникам и дилерам, чтобы все знали о нем, мотивированно проходили и делились впечатлениями.







Помогли
Разгрузить замдиректора
и опытных сотрудников.
Повысить эффективность обучения и качество работы.
Вывести работу
с дилерами на новый уровень.
Учебный центр Албес
Отзыв «Албес»
«Качественная работа и профессиональное взаимодействие с подрядчиком. Удобная платформа, быстрая обратная связь, результативные встречи и комфортный формат коммуникаций.

Проект „Корпоративный университет Албес“ считаю успешным в плане финальной реализации. Он позволил нам выстроить процесс онлайн-обучения наших партнёров и сотрудников по производимой продукции производства и корпоративной культуре в целом».


директор по интернет-маркетингу и связям с общественностью
Вера Синельщикова
«Профессиональная команда. Совместными усилиями разобрали каждый из курсов на составные элементы. В подаче каждого блока нашли решения, которые доступно описывают сложный продукт на базовом уровне. Удалось сделать не перегруженные и запоминающиеся курсы об основных направлениях деятельности нашей компании.

Работа с личным кабинетом на платформе интуитивно понятна, позволяет формировать и популяризовать программы обучения самостоятельно, без привлечения подрядчиков и дополнительных трат».
ведущий менеджер по рекламе
Ольга Маурина
Над проектом работали
Команда проекта со стороны «Албес»:
Ольга Владимировна Маурина, ведущий менеджер по рекламе

Вера Борисовна Синельщикова, директор по интернет-маркетингу и связям с общественностью.

Екатерина Юрьевна Хомик, начальник отдела маркетинга.

Марина Сергеевна Резолюта, дизайнер.

Сергей Константинович Забегаев, технический директор.
+ Команда Teachbase Content
Разрабатываем онлайн-курсы
Для реальности, где все на бегу с телефоном, а бизнесу нужен быстрый результат.

Под ключ — от понимания задачи и подбора экспертов до техподдержки.
Нажимая кнопку, я принимаю условия пользовательского соглашения и даю согласие на обработку персональных данных