Практические форматы обучения
В обучении важна практика. Ее очевидная польза — закрепление пройденного, проверка знаний. Есть и неочевидная: практика помогает переключиться, выдохнуть и благодаря этому сохранить вовлеченность. Процитируем нашего методиста: «Обучение — как погружение под воду, иногда нужен глоток воздуха». В этой статье разберем форматы, которые обеспечивают ученику практику — и помогают оценить его в деле.

Форматы для подачи теории разбирали здесь. А еще у нас есть статья про подбор формата обучения — какие вопросы себе задать, чтобы из множества разных форматов выбрать подходящий.
10.02.2021
Тесты
Для чего подходят: универсальный формат для контроля знаний, промежуточного или по итогам всего обучения. А еще можно делать мини-тесты внутри урока, для самопроверки, а заодно для отдыха и профилактики падения вовлеченности.
Что важно знать: задача теста — проверить не теорию (определения, факты), а то, может ли человек ее применять. Поэтому важно правильно составить вопросы. Сделать это поможет литература по теме или методист. Для тестов, результаты которых влияют на кадровые решения, надежнее привлечь методиста.
Как создаются: функционал для создания тестов есть на платформах для дистанционного обучения (они же СДО). Если компания пока не пользуется СДО, создать тест можно в специальном сервисе. Они бывают бесплатные, правда, с ограничениями. Мини-тесты для самопроверки, без сохранения статистики можно создавать в Тильде (вообще это конструктор для сайтов, но там часто собирают обучающие лонгриды).
Диалоговый тренажер*
* Симулятор диалогов. Их развитие и итог зависит от того, какие ответные реплики выбирает ученик. Подробнее о том, как тренажер устроен изнутри и как работает, можно почитать здесь.
Для чего подходит: для обучения коммуникативным навыкам. Помогает закрепить учебный материал и отработать технику общения, а еще проверить, как усвоена теоретическая база. Маст хэв для обучения тех, у кого работа завязана на общении и часто повторяются похожие ситуации: для продавцов, операторов колл-центра, сейлзов, руководителей.
Что важно знать: диалоговый тренажер не заменяет живую практику, она все равно будет нужна для полноценного освоения нужных навыков коммуникации. Но благодаря тренировкам человек доходит до практики более подготовленным.
Как создается: есть специальные сервисы для создания диалоговых тренажеров, за бесплатно — ограниченный пакет, платная подписка дает больше возможностей.
Тренажер по ПО
Для чего подходят: для освоения какой-либо программы, например, 1С или кассовой.
Что важно знать: тренажер лучше тестовой версии ПО, потому что он дает не только «голую» практику. Там есть подсказки с теорией, а по практике дается обратная связь. И тренажер лучше обучения в бою: он позволяет поработать в реальной программе, при этом ты можешь ошибаться, и это не навредит бизнесу.
Как создается: разрабатывается под потребности компании, своими силами или под заказ. Это дорого, но если бизнес завязан на какой-то программе, оно того стоит — тренажер помогает обучать новых людей быстро и эффективно.
Практические задания
Для чего подходят: для отработки, закрепления и проверки навыков — дали инструкцию по программе, подкрепили заданием «сделай в программе документ такой-то». И для ситуаций, когда важен индивидуальный подход — обучили руководителей, проверили, как решают кейсы.
Что важно знать: Если обучалась небольшая группа (пара стажеров, десяток руководителей отделов), можно «собрать листочки» и проверить так. Если обучалось много человек, нужно позаботиться, чтобы ученики могли куда-то загрузить ответы, а проверяющие могли где-то оставить обратную связь. А еще надо будет хранить статистику — когда людей много, сложно держать все в голове. То есть потребуется СДО.
Интерактивные задания*
* Это когда надо что-то вбить или сделать мышкой. Вбить слово или число, кликнуть на правильную картинку, подобрать правильные пары, распределить события по ленте времени и т. д.
Для чего подходят: для закрепления и проверки знаний, помимо этого — интерактивные вставки дают ученику передышку и помогают сохранить вовлеченность.
Что важно знать: Если задания делаются для проверки-закрепления знаний, важно их правильно подобрать (поможет опять же спецлитература или методист). Если задания скорее для отдыха от теории и перезагрузки, то главное просто сделать их нескучными.
Как создаются: есть множество сервисов для этих целей, в том числе бесплатных. Но если важно хранить статистику по интерактивным заданиям вместе с остальными учебными результатами (тесты и т. д.), потребуется СДО.
Что есть на Teachbase:
  • Для тестов. В платформу встроен удобный конструктор, где можно собирать тесты с разными типами вопросов. Подробно обо всем, что касается тестов, написали в базе знаний.
  • Для диалоговых тренажеров. Наша платформа работает с сервисом BranchTrack (лидер рынка). Это значит, что задание с диалоговыми тренажерами можно встроить прямо в курс, собранный на Teachbase.
  • Для интерактивных заданий. Можно воспользоваться сервисом H5P. Там просто работать и можно много чего создать: тесты с картинками, карточки «вопрос-ответ», ленты времени и т. д.
Потому что у нас есть все инструменты для запуска обучения, которое работает и помогает бизнесу добиться целей.
Эффективное обучение —
это норма