Тренды в обучении: геймификация
Геймификация — один из главных трендов онлайн-обучения. Термин модный и вроде бы интуитивно понятный, что-то там связано с игрой. В статье разберем, как связано и зачем геймифицировать обучение.
27.11.2019
Что такое геймификация?
Геймификация — внедрение игровых приемов в неигровые процессы. Игры потому и затягивают, что хитрым образом устроены. Если принципы их устройства применить при создании обучающего курса, этот курс тоже будет затягивать. И дело не в том, что все мы дети. Как раз наоборот. Взрослый человек загружен всякими трудными вещами. Мозг для профилактики перегревания отвергает трудные вещи, которые вроде бы не жизненно важны. Обучение на работе попадает в эту категорию. Добавляешь щепотку мотивации — и мозг уже рад взяться за дело. А геймификация как раз вид нематериальной мотивации.
3 плюшки геймификации
Игра (и геймифицированный курс) в трех словах — структура, позитив, соревнование. Благодаря четкой структуре информация хорошо усваивается, плюшка раз. В позитивной атмосфере информация усваивается еще лучше: человеку комфортно, и он вовлекается в процесс по полной. Это была плюшка два. А третья — здоровый соревновательный дух. Он подстегивает человека на образовательном пути и в то же время сплачивает коллектив, ну вы же все в одной игре.
Те самые игровые приемы
Рассмотрим 5 основных приемов геймификации: в чем их суть и польза, какие компании эти приемы применяли.

1. Сторителлинг

Берешь суровый учебный материал и заворачиваешь в привлекательную обертку. Например, превращаешь курс о коммуникативных навыках в покорение вселенной. Ученик открывает новые планеты и на каждой планете получает важную информацию. А не просто заглатывает параграфы теории. Сторителлинг применяла компания Инвитро .

2. Дробление

Обучающий курс не будет казаться тяжелым подъемом в гору, если раздробить его на мини-уроки. В идеале сгруппировать уроки — сделать уровни сложности или тематические этапы. Тогда покорение горной вершины, то есть курса, покажется путешествием с щадящим режимом и увлекательным маршрутом. Интерактивная карта курса на входе даст понять, что человека ждет такое вот путешествие, а не беспощадный образовательный альпинизм. Дробление применяла компания Siberian Welness.

3. Элементы соревнования

Проверочный тест можно преподнести как марафон. Есть задания, есть час времени, сделай максимум, поехали. И вот уже в крови сотрудника адреналин, а в глазах азарт вместо «ну давайте проверьте меня». Размещаешь в учебной системе рейтинг сотрудников — здоровым соревновательным духом запахло. Дополняешь учебный процесс конкурсами, которые закрепляют навыки — ощущается как развлечение, а на деле реальная практика.

4. Поощрения

Поощрения мотивируют, в обучении без мотивации никуда. Виртуальные медали и кубки, баллы — простые штуки, но как работают. Есть вариант посложнее: магазин наград, где сотрудник за баллы может приобрести книгу, языковой курс или что-нибудь еще полезное. Обменивать баллы на дополнительные выходные — тоже хорошая идея. На сцене снова Siberian Welness, на этот раз с системой поощрения.

5. Общение

В компьютерных играх есть чаты для участников. Подобный чат не помешает завести в учебной системе, тогда она превратится в экосистему, ну или соцесть. В соцсеть всегда хочется возвращаться, хотя бы за ощущением «ты во вселенной не один». Но чтобы понимать все происходящее в чатике и самому участвовать, надо проходить обучение — мотивационная хитрость. При этом чат еще и площадка, где можно обсудить непонятные моменты с другими учениками или модератором — польза.
Подытожим
Известное правило о том, что лекарство в больших дозах яд, работает и с геймификацией. Главное с ней не перебирать и не забывать о ключевой цели обучения, все ради знаний. И тогда получится серьезный и полезный курс, который сотрудники пройдут, как классную компьютерную игру. А потом будут эффективно работать, как супергерои.
Потому что у нас есть все инструменты для запуска обучения, которое работает и помогает бизнесу добиться целей.
Эффективное обучение —
это норма