Кейс
Как перевести в онлайн обучение сложным коммуникациям. На примере кейса благотворительного фонда «Арифметика добра».
«Арифметика добра»
В кейсах мы обычно рассказываем, как онлайн-обучение повлияло на эффективность и решило бизнес-задачи. Здесь другая история, про повышение эффективности добра — мы помогли разработать онлайн-курс благотворительному фонду. А с учебной точки зрения это кейс о том, как перевести в онлайн обучение сложным коммуникациям.
Заказчик и проект
«Арифметика добра» — негосударственный благотворительный фонд, помогает детям-сиротам встроиться в жизнь. Фонд обучает сирот и адаптирует ко взрослой жизни выпускников детдомов, устраивает детей в семьи, а еще — обучает наставников. На наставниках остановимся подробнее, онлайн-курс разрабатывался как раз для них.
Наставник — это не классический воспитатель, а просто человек, который на добровольной основе общается с ребенком. Друг. Стать наставником может практически любой взрослый, но сначала нужно пройти обучение тонкостям коммуникации с детьми-сиротами.
Раньше наставничество было только в Москве, из-за очного формата обучения, который сложно масштабировать. Чтобы распространить эту добрую практику по всей стране, фонд обратился в Teachbase — за платформой для обучения и помощью с разработкой онлайн-курса.
Как перевести в онлайн
обучение сложным коммуникациям
1
Подобрать удобные форматы обучения
Неудобные и сложные для восприятия форматы мешают сфокусироваться на главном — на информации. Обучение в принципе должно быть удобным, а когда курс рассказывает о непростых важных тонкостях, это особенно критично.

Для курса «Арифметики добра» мы подобрали два формата: видео и лонгриды на Тильде.

Видео — потому что это привычный для многих формат потребления информации. А еще такой формат помогает протранслировать будущему наставнику, что за фондом стоят реальные люди, которым не все равно. И сейчас они делятся с тобой опытом.

Лонгриды на Тильде выбрали, потому что это тоже привычный и визуально приятный формат. При этом лонгрид можно легко отредактировать, если понадобится дополнить или актуализировать информацию.
2
Работая над содержанием, помнить о структуре
Четкая структура — курса в целом и отдельных учебных материалов — упрощает процесс обучения и снижает риск, что информация будет усвоена с искажениями.

Над содержанием курса мы работали вместе с заказчиком. Профессиональные психологи и руководители проекта составили сценарий обучения, написали недостающую теорию (часть теории у фонда уже была, в виде текстовых инструкций). Дальше наши методисты распределяли теорию по форматам, делили на микроблоки и создавали прототипы лонгридов — опираясь на принципы педагогического дизайна.
3
Подкрепить теорию правильным визуалом
Иллюстрации помогают прочувствовать информацию — и лучше запомнить. А еще дают возможность передохнуть между блоками информации. Важно подобрать правильные иллюстрации, а не просто приятные картинки в тему.

Визуал продумывали методисты Teachbase. Чтобы подобрать правильные иллюстрации, нужны именно методические навыки: понимание, какая картинка будет работать. А потом можно подключать художественный вкус, то есть дизайнера для отрисовки.
4
Добавить разнообразную практику
Практическая часть — обязательный этап обучения. Информация окончательно оседает в голове после того, как попробовал ей воспользоваться. Хитрость для закрепления сложного материала: сочетать разные практических форматы. Среди них обязательно должны быть диалоговые тренажеры, это инструмент для отработки навыков общения.

Для курса «Арифметики добра» наши методисты выбрали несколько практических форматов: опросы, тесты, задания с открытым вопросом и диалоговые тренажеры. И разработали все задания. Это работа именно методистов, потому что они понимают, какой именно вопрос (суть, формулировка) поможет проверить и закрепить знания.

И пару слов о диалоговых тренажерах. Диалоговый тренажер — симуляция беседы. Он помогает пройтись по сценариям общения в безопасной виртуальной реальности, где можно ошибаться. Мы выбрали самые сложные ситуации, которые могут возникнуть при знакомстве с ребенком-сиротой, и сделали тренажеры по ним.
Отзыв о курсе
Самое приятное в работе над курсом — читать отзывы и понимать, что выбранные методы сделали обучение проще и полезнее. Делимся порцией отзывов:
Про разнообразие форматов
«Очень понравилось: формат видео, памятки-конспекты, которые можно скачать, симулятор разговора с наставником».
«Материала очень много. Но форматы подачи разные, поэтому нет напряжения от изучения. Спасибо!»
Про структуру и подачу
«Информации много, но она удобно структурирована, удобно сохранять для себя важные моменты и проходить проверку в виде теста».
«Порадовала организация курса и четкие дедлайны, а также разбивка и дозирование информации. Отдельная заслуга у визуального оформления. Не вся информация для меня была новой, но ее последовательность, структура и подача (вкупе с новым) многое дали понять о подростках, детях и себе заодно».