Как подобрать формат обучения
С разнообразием форматов обучения сейчас проблем нет. Презентации, лонгриды, видео, подкасты и т. д. Зато бывают проблемы с выбором: что из всего этого подойдет для вашего обучения? Подсказываем, как подбирать формат.
19.02.2021
А надо ли что-то подбирать?
Перед тем как засесть за подбор формата, важно проверить, действительно ли у вас в этом есть необходимость.
Подбирать формат обучения нужно, если:
1. Вы никогда не… Не обучали сотрудников, не обучали софт скиллам, не внедряли новое ПО, не работали всей компанией удаленно. В общем, происходит что-то радикально новое.
2. Изменилась ЦА. В компанию пришло много новых людей, они моложе. Случилось что-то масштабное, и это поменяло либо скоро изменит жизнь сотрудников: карантин, кризис, компания выросла.
3. Обучение неэффективно. В этом может быть виноват формат. Если анализ всего касающегося обучения показал, что дело в формате — стоит подобрать новый.
А если запускаете обучение, похожее по сути на предыдущее, аудитория и условия те же, в прошлый раз все хорошо работало — у вас уже есть ответ на вопрос про формат.
Подбираем формат обучения
Все, что сейчас перечислим — это не последовательные шаги. Можно начинать с любого удобного пункта и думать над всем параллельно.
1. Исследование ЦА
Состоит из двух этапов — строим гипотезы, опрашиваем сотрудников для проверки этих гипотез. Допустим, сотрудникам 18−30 лет. Гипотеза: поколение Ютуба и клипового мышления, надо делать обучающие видеоролики покороче. Опрос может это все подтвердить. А может вскрыть неожиданные вещи: видео нравится сотрудникам как формат досуга и неудобно как формат обучения, текстовые инструкции лучше усваиваются, да и на работе удобнее тихо читать.

В общем, исследование ЦА дает ответы на кучу важных вопросов, которые упрощают выбор формата. Но это сложное дело. Если у компании нет подобного опыта или специалистов под эту задачу, лучше позвать методиста или консультанта со стороны.
2. Понимание бюджета
Главный вопрос: сколько можем потратить? Знание этого поможет отсеять не подходящие по бюджету форматы и сузить выбор. Иногда актуален еще один вопрос: сколько логично потратить? Например, если обучение делается на один раз — познакомили сотрудников с новинками сезона, через пару месяцев обучение уже устарело. В этом случае нет смысла сильно тратиться, то есть все дорогие форматы можно сразу отсечь.
3. Нюансы обучения
Обучение для внутренних целей или для широкой аудитории? Для своих подойдет простая презентация, для внешней аудитории стоит заморочиться сильнее.

Будет ли материал обновляться и как часто? Если часто, нужен гибкий формат. Постоянно переснимать видео ради мелких правок — головная боль и затраты, а подправить текст — легко и дешево.

Насколько сложный материал будем подавать? Бывают случаи, когда сложность материала диктует формат обучения. Например, надо обучить людей работать на станках. Одно неверное движение — травма. Поэтому подойдет только максимально приближенный к реальности формат, VR-тренажер.
4. Матрица контента
Матрица контента — это таблица, где обучение расписано по задачам. К каждой задаче подобран решающий ее формат (или несколько). Допустим, задача — обучить работать в программе, форматы — видеоинструкция, практическое задание. В чем польза такой штуки? Она помогает держаться целей и не действовать по инерции. Делать тест, потому что нужно проверить знания, а не потому что в конце урока обычно дают тесты.

Можно сесть за матрицу контента, когда уже есть понимание ЦА, финансовых возможностей, нюансов обучения. Тогда вы сразу будете заполнять ее стопроцентно подходящими форматами. А можно начать с матрицы, выписать задачи, набросать для каждой подходящих форматов. А потом при исследовании ЦА примерить их на людей, свериться с бюджетом и т. д. — и постепенно убрать неподходящие варианты.

Может быть сложно вот так сразу сориентироваться и заполнить матрицу форматами, это нормально, их много. Вот тут у нас есть разбор: какой формат для чего подходит, насколько затратен, какие плюсы-минусы.
Потому что у нас есть все инструменты для запуска обучения, которое работает и помогает бизнесу добиться целей.
Эффективное обучение —
это норма