Чат-боты для HR-целей
Чат-боты, как говорится, плотно вошли в нашу жизнь. Потому что это удобная штука и для компаний: загрузил в бота информацию, а он сам с людьми общается. И для людей: у всех случается асоциальное настроение, когда проще контактировать с ботом. И как такую удобную штуку не применить в HR-делах. Посмотрим, чем боты могут быть полезны.
11.11.2020
Сначала кусок теории

Напомним или уточним, на всякий случай. Чат-бот — это программа, которая помогает сымитировать реальное общение и взаимодействие. Человек что-то спросил, искусственный интеллект покопался в себе и отреагировал текстом или ссылкой. Чат-бот можно встроить в мессенджер, на сайт или в мобильное приложение.

Виды чат-ботов:

  • Кнопочный бот. Выдает кнопки с вариантами действий. Выбираешь, жмешь, он реагирует — и так несколько раз, пока вы не дошли до цели «беседы». Такой бот подходит для ответов на типовые вопросы и для простых квестов.
  • Бот-суфлер. Вводишь слово, а бот показывает популярные вопросы с ним. А дальше между вами кнопочный диалог. Этот бот подойдет опять же для консультаций по типовым вопросам и для базы знаний.
  • Умный бот. Этот прямо ведет свободный диалог, отвечает как живой. С поправками на его искусственный интеллект.
Ну и, есть еще одно разветвление ботов: текстовые и голосовые. Первым надо писать, вторым можно наговаривать.
4 способа использовать чат-бот
1. База знаний. Большую базу в чат-бот не впихнешь, но он может быть компактным справочником по вопросам, которые часто всплывают во время работы. Например: как вести себя в типичных конфликтных ситуациях с клиентами, функции-преимущества продуктов компании. Забыл — посмотрел в телефон.

Еще можно сделать справочник по оргвопросам: как оформлять отпуск, как переписываться в Слаке и вот это все. Такие вещи важны, но постоянно забываются — а спрашивать вроде как неудобно, либо непонятно, у кого.
2. Поддержка для обучения. Бот может быть помощником по организационным и техническим вопросам. Выполнять роль справочника и выдавать информацию: дедлайны по курсам, миссия обучения, что как работает в личном кабинете на платформе. Или направлять учеников по нужным ссылкам. Хочешь пересмотреть первый урок — вот, хочешь записаться на курс — иди сюда.

А еще бота можно начинить дополнительными материалами. Кому интересно зайти дальше, тот просветится в боте по удобному сценарию.
3. Мини-обучение. Если сотрудники активно пользуются Телеграмом, логично запустить обучение в Телеграм-боте. Удобная неформальная площадка — плюс 100 к мотивации. Но организовать масштабное обучение через бота не получится, только лаконичный курс с небольшим количеством уроков. Почему — читайте ниже.
4. Ассистент HR-а. У человека, который собирается устроиться куда-то на работу, куча вопросов: про компанию, этапы собеседования, график. И вот HR должен всем отвечать. А некоторые кандидаты не задают вопросы, чтобы не никого не мучать, и уходят туда, где понятнее. Чат-бот с ответами разгрузит HR-а и удержит кандидатов. И заодно намекнет, что компания продвинутая.
Подводные камни
Бот не способен полноценно обучить. Он умеет только накидывать теорию, а нужна еще и практическая часть. Пару раз «сходить на сторону», чтобы поделать задания — это терпимо. Но если обучение надолго, такой режим будет напрягать, неудобства обычно сказываются на результате.
Боты не всемогущи, люди все равно нужны. Невозможно предугадать все вопросы, которые могут возникнуть у людей — значит, с какими-то вопросами будут приходит по-старинке. Бот — разгрузка для специалиста, но не замена. Плюс, бот работу заберет, бот ее и добавит: надо его настраивать, наполнять информацией и следить за ее актуальностью.
Как завести бота?
Существуют специальные сервисы для создания чат-ботов. Некоторыми можно пользоваться бесплатно, ну только с ограничениями по функционалу или количеству ботов, а вообще у сервисов помесячная подписка. На vc.ru есть хорошая подборка сервисов, для работы с которыми не нужны навыки программирования. Кстати, если заглянете на ресурс, почитайте заодно статью нашего основателя.
А вы что предложите?
Сейчас у нас есть экспериментальный проект — бот Teachbaser. Планы по нему масштабные: сделать человекоподобного помощника, который будет рекомендовать допматериалы и курсы, регистрировать на курсах, помогать общаться ученикам и кураторам. Пока бот доделывается и учится, но уже кое-что может: например, открыть ученику текущие курсы в Telegram. Если интересно потестировать — просите у менеджера.
Потому что у нас есть все инструменты для запуска обучения, которое работает и помогает бизнесу добиться целей.
Эффективное обучение —
это норма