Форматы обучения: разбор
Разбираем популярные форматы обучения: под какие задачи подходят, насколько затратны, плюсы-минусы. Это первая часть, про чисто теоретические и гибридные форматы (где теория совмещается с практикой).
03.02.2021
Недорогие форматы для подачи теории
Презентация
Для чего подходит: для подачи теории на любую тему. Это может быть и что-то софтскилловое, и гид по строительным материалам, и инструкция по работе с программой.
+ Дешево, быстро, привычно. Что-то поменять или освежить материал — не проблема. А еще презентации — долгоживущие монстры. Когда обучение только запускается, нужен простой доступный формат, это как раз презентация. Потом обучение масштабируется, у компании появляется СДО — и презентации легко трансформируются в курсы. Разбиваешь их на части (уроки), добавляешь тесты.
- Нет интерактива, ученик не получает обратную связь о своих успехах — обучение не додает эмоций, из-за чего может случиться спад вовлеченности. А инструкции при такой подаче получатся эффективными, только если программа или техника простая.
Тильда*
* Лонгрид, собранный в сервисе Тильда. Вообще, это сервис для создания сайтов. Но он стал популярен среди разработчиков курсов — в Тильде удобно делать лонгриды и они получаются сочные.
Для чего подходит: тоже для подачи теории на любую тему.
+ Быстро собирается, как презентация. Только оформительские возможности шире: можно вставить видео, сделать простую анимацию и мини-тесты для самопроверки. Получается привлекательно, современно, интерактивно — это вовлекает. Допвозможности на простоте не сказываются, в Тильде легко работать, даже если ты совсем не программист.
- Подписка на Тильду со всеми эффектными плюшками платная. Но недорогая. Насчет инструкций — то же самое, что с презентациями.
Мессенджеры и чат-боты
Для чего подходят: для экстренного обучения. Например, запускаете акцию на неделю и нужно оперативно всех проинформировать.
+ Просто, быстро, дешево (ну только если вы не разрабатываете чат-бот с нуля своими силами). Беспроблемно вставляется всякий интерактив: от мигающих стикеров до видео и опросов. Обучение будет происходить в привычной и неформальной среде.
- Не подойдет для обучения, где нужно потреблять информацию сфокусировано большими объемами.
Вебинар
Для чего подходит: для софтскиллового обучения, для оперативного рассказа о чем-то новом в компании.
+ Некоторая информация лучше усваивается, когда слышишь ее от человека. Особенно если знаешь его, или он эффектный рассказчик, или все сразу. Вебинар хорош тем, что он дает не просто рассказать, но и показать (слайды, свой экран) и пообщаться с аудиторией. А еще он просто и быстро организовывается.
- Полноценная подписка на сервис для проведения вебинаров, со всеми примочками и без ограничений — платная. Вебинар требует, чтобы все учащиеся одновременно были в онлайне и с хорошим интернетом. Бывают исключения, если взаимодействие с аудиторией не критически важно и можно потом просто посмотреть запись.
Подкаст
Для чего подходит: для софтскиллового обучения, но только если рассказ полноценен без графиков, схем и прочего визуала.
+ Если сотрудники любят подкасты, они тепло примут такое обучение, и оно успешно стартует. Особенно круто получится, если сотрудники будут еще и гостями подкастов. Кейсам и советам от людей, которых знаешь и которые варятся в той же среде, доверяешь больше.
- Когда человек один на один с аудио, ему сложно сохранять вовлеченность. С этим должна помогать правильная речь спикера: интонации, паузы и т. п. Возможно, надо будет тратить время на обучение спикеров вот этим всем нюансам.
Теоретические форматы подороже
Видео
Для чего подходит: для инструкций и теории, которая долго не устареет.
+ Видео — идеальный вариант, когда лучше один раз увидеть, как делает другой, а не сто раз прочитать. А еще видео легко усваивается, контент как бы сам ложится в мозг. Ну и, это сейчас привычный формат потребления информации, хорошее видеообучение ощущается как просмотр Ютуба.
- Эффективное видео — значит качественное. Чтобы снять такое, нужны деньги, время, люди. А если информация устареет, придется переснимать — опять затраты. Хотя бывают исключения, когда шероховатости видео не мешают обучению. Пример: сняли на телефон инструкцию по работе с новой техникой. Да, с помехами, зато все сразу посмотрели и быстро научились пользоваться.
Анимированные курсы
Для чего подходят: для долго не устаревающей теории.
+ Анимированный курс — способ подать теорию нескучно и неформально, то есть обеспечить обучению высокую вовлеченность. Крутой курс обойдется дешевле крутого видео, так как не нужна студия с оборудованием и прочие примочки.
- Важно подобрать правильную анимацию — это непросто, надо очень тонко чувствовать аудиторию. Если анимация «не зайдет», к курсу будут относиться как к скучному рабочему мультику .
Теория плюс практика, дорого
SCORM*
* курс, сделанный в формате SCORM. Проще говоря, обычный онлайн-курс из разных материалов по теории, с кнопками и переходами, с заданиями.
Для чего подходит: для подачи любой теории и отработки ее на практике.
+ Плюс онлайн-курса — возможность добавить к теории практическую часть, а теорию подать увлекательно, с видео и интерактивом. А еще в курс можно заложить сценарий обучения — и человек будет идти по учебному пути правильно и с интересом. Плюс именно SCORM-курса в том, что он встраивается почти в любую платформу для обучения (меняя платформу, просто переносишь свои курсы на другую).
- Курс в формате SCORM сложно создается, под разработку нужна спецкоманда, в итоге получается дорого и долго. Чтобы освежить материал или что-то поправить, опять нужна спецкоманда и время. Это ключевое, еще есть пара нюансов насчет практической части.
VR и AR
Для чего подходят: для обучения, при котором важно взаимодействовать с рабочей средой (инструкции) или получать мгновенную обратную связь (коммуникации).
+ Обучение дает и теорию, и практику, и моментальный отклик на твои действия. Практика происходит в среде, которая максимально приближена к рабочей реальности — что еще нужно для эффективности.
- Это что-то из будущего и пока ощутимо дорого.
Для полноценного обучения нужна практика. Дать ее вместе с теорией позволяют только SCORM, VR и AR. Не всегда есть возможность или потребность делать дорогое обучение, плюс — эти форматы некоторые практические задачи не закрывают. Но есть практические форматы. Подробнее о них читайте здесь.
Потому что у нас есть все инструменты для запуска обучения, которое работает и помогает бизнесу добиться целей.
Эффективное обучение —
это норма