Кейсы и статьи
Кейсы и статьи
+7 (495) 660-38-43
+7 (495) 660-38-43
Услуги
Услуги
Решения
Решения
О нас
О нас
Функционал
Функционал
Тарифы
Тарифы
Статья по мотивам вебинара
с Таисьей Погодаевой — экспертом по трансформации образовательных процессов и руководителем Программы развития ТюмГУ.
Трансформация университета: опыт ТюмГУ
Как в ТюмГУ трансформировали систему обучения и решили базовые проблемы: сделали университет востребованным для студентов, привлекательным для молодых преподавателей и инвестиций.
Трансформация университета опыт тюмгу
Почему ТюмГУ озадачился вопросом трансформации
В 2015 году ТюмГУ вошел в Проект 5-100 — это госпрограмма повышения конкурентоспособности российских университетов. К этому моменту университет проанализировал показатели за последние 5 лет, и вот что обнаружилось:
  • Сократилось количество студентов.
  • Снизился средний балл ЕГЭ (а это значит, что сильнейшие уезжают).
  • Доля иностранных студентов близка к 1%.
  • Мало молодых педагогов.
  • Объем финансирования не растет.
За сокращением показателей стояла фундаментальная проблема: вуз давал стандартное обучение, так называемое «образование под рабочее место». Образование развивалось и разворачивалось к потребителю, а в университете
не менялись программы и не учитывались индивидуальные потребности студентов.
Как трансформировали университет
Индивидуализация
Мы изучили ценностные сдвиги аудитории и выявили главную потребность: возможность самостоятельно определять и выстраивать свой образовательный путь. Как мы реорганизовали образовательное пространство и процессы, чтобы обеспечить эту возможность:
У нас теперь нет отдельных филиалов и образовательных программ — есть общее пространство университета
и ядро программы. Это блок обучения, который проходят все студенты. Набор дисциплин, которые дают широту кругозора, включают мотивацию
и помогают осознанно выбрать направление, куда ты
в дальнейшем углубишься.
Студенты могут выбирать преподавателей, элементы своего образовательного пути, группы, в которых участвуют,
а также — менять направление подготовки. Сложно сделать точный выбор сразу при поступлении, поэтому мы даем возможность определиться
с профессией позже.
Еще студенты могут выйти за пределы университета и получить образовательный опыт на других площадках, чаще всего это онлайн-курсы. При этом у нас есть требование: обучение проходит при сопровождении тьютора, он помогает не выпадать из процесса.
Наша задача — дать свободно развиваться, но не «бросать в воду не умеющего
плавать», а поддержать. Свободу обеспечивает модель индивидуальных
образовательных траекторий, а для подстраховки есть система тьюторской поддержки.
Взаимодействие с бизнесом
У нас много партнеров, так как Тюмень — крупный нефтяной регион. Мы разрабатываем курсы по заказу компаний. А еще есть совместные обучающие программы с трудоустройством: для нас это способ закрыть потребность в актуальном контенте, а для компаний
в кадрах. Бывают программы универсальные, где может участвовать любой студент,
и с более узкими требованиями.
Как пример — программа «Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа». «Газпром нефти» не хватало кадров с определенными компетенциями. Мы вместе разработали программу, ее выпускники получают работу. Часть обучения студенты проходят в компании, сразу впитывая ее культуру, что потом сокращает адаптацию.
Индивидуальные образовательные траектории обеспечивают не только свободу в обучении, но и гибкость в подготовке кадров. Сформировав программу обучения, можно точно и качественно заточить студента
под определенную работу в конкретном месте. В итоге не тратить время
на переподготовку в компании.
86% студентов учатся по образовательной траектории, которая не повторяется —
она такая единственная в университете. На выходе — «не одинаковые выпускники»,
а специалисты, которые могут полноценно закрыть разные кадровые потребности.
Организация обучения
В 2015 году мы были очень аналоговыми, с расписанием
на бумаге на первом этаже, все что-то печатали, складировали пачками. Сейчас все сопровождение обучения у нас
в электронном формате.
В институтах исчезли учебные части, все сервисы работают
по принципу единого окна, такой студенческий МФЦ.
У каждого студента индивидуальное расписание: он в личном кабинете конструирует свой образовательный путь, выбирает курсы, команды. Там же отображается его успеваемость. А об изменениях
в расписании заранее предупреждают уведомления.
Благодаря цифровизации оргвопросов у нас сильно выросла операционная эффективность. А повысив ее, мы можем себе позволить дальнейшую цифровизацию.
Итоги трансформации
Мы подняли все показатели, которые проседали:
  • Количество студентов, в том числе иностранных.
  • Средний балл ЕГЭ.
  • Объем финансирования.
  • Количество молодых преподавателей.
А если про качественные достижения:
Мы опросили студентов, которые обучаются по новой модели, и обнаружили приятные отличия. У них гораздо лучше сформированы ответственность
и рефлексивность — они действительно считают себя теми, от кого зависит их собственная жизнь. А еще студенты стали активнее вступать в коммуникацию
и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
3 полезных вывода
✓ Изменения сложно внедрялись — было и сопротивление внутри, и непонимание родителей. Тогда мы начали активно разговаривать с коллективом. Самое парадоксальное: причина сопротивления не в том, что концепт не нравился, а в том, что мы на старте недообъяснили, что делаем и зачем.
Нет одного универсального сценария — каждый университет может и должен работать с собственной идентичностью.
Цифровизация — это не просто начать пользоваться онлайн-инструментами. Чтобы внедрение было эффективным, нужно перестроить организацию обучения.