Кейсы и статьи
Кейсы и статьи
+7 (495) 660-38-43
+7 (495) 660-38-43
Услуги
Услуги
Решения
Решения
О нас
О нас
Функционал
Функционал
Тарифы
Тарифы
Мобильное приложение
Мобильное приложение
Обучайте мобильно в удобном приложении
Платформа, где есть все
для эффективного обучения
Функционал платформы
Функционал платформы
Мастер-аккаунт
Мастер-аккаунт
Управляйте обучением сети из мастер-аккаунта
Список обновлений
Список обновлений
Все про обновления Teachbase
Для производства
Для производства
Для мотивации
Для мотивации
Для медицины
Для медицины
Для рекрутинга
Для рекрутинга
Карьерные треки
Карьерные треки
Администрирование платформы
Администрирование платформы
Спецпроекты
Спецпроекты
Обучаем разработке курсов
Обучаем разработке курсов
Библиотека курсов
Библиотека курсов
Разработка курсов
Разработка курсов
Статьи
Статьи
Кейсы
Кейсы
Подкаст
Подкаст
Партнерская программа
Партнерская программа
Мероприятия
Мероприятия
Вакансии
Вакансии
Садись, эффективен:
6 моделей оценки эффективности обучения
Сила компании — сильная команда. Чтобы сотрудники наращивали силу, их нужно регулярно обучать. И делать это не просто для галочки, а эффективно.
Как оценить, эффективно ли прошло обучение? Много умных людей пытались изобрести модель оценки. Кое-что осталось в вечности. Эти модели мы сейчас и разберем: суть, плюсы и минусы. Поехали.
Садись, эффективен: 6 моделей оценки эффективности обучения
1. Модель Киркпатрика
  • рабочий динозавр
Модель-динозавр, ей уже больше полувека, и в современных реалиях она немного «наивна». Но дожила до наших дней и до сих пор используется, потому что там хорошо все продумано. Есть 4 ступени, на которых надо останавливаться и оценивать конкретные моменты:
Модель Киркпатрика
Реакция — как учащиеся реагируют на обучение. Если что-то стопорится, непонятно — дорабатываем. Плохие показатели тут угрожают хорошему результату.

Усвоение — как учащиеся усвоили материал. Проводим проверочный тест и прочие ритуалы.

Поведение — как отучившиеся работают после курса. Повысилась эффективность, скорость или что там было нужно?

Результат — подводим общий итог. Какую пользу принесло обучение, ваши задачи решило?


  • 👉 Плюсы модели
    Оценка по Киркпатрику превращает обучение в бизнес-инструмент — нечто не абстрактно развивающее, а осязаемо полезное.
  • 👉 Минусы
    Не учитывается финансовая сторона — отработало ли обучение потраченное.
2. Модель Филлипса
  • финансы решают
Киркпатрик считал, что результат обучения не стоит считать в деньгах. Там много человеческого фактора, оценить окупаемость сложно.

Прошло лет сорок после появления его модели. Филлипс предложил новую — с важным дополнением. Раз речь идет о бизнес-обучении, то оценивать финансовую сторону критично важно: обучение — часть бизнеса, а не просто развитие.
Модель Филлипса
  • 👉 Плюсы модели
    Учтено все: как обучение показывает себя на практике, привело ли к цели и отработало ли деньги.
  • 👉 Минусы
    Модель подходит не всем и не всегда. Чтобы качественно считать ROI обучения, нужен крепкий финансовый отдел. Читай: отлаженные процессы, большая или давно работающая компания. Плюс — ради бюджетного экспресс-курса нет смысла так «запариваться» с оценкой.
3. Модель Стаффлбима
  • на балансе
Второе название этой модели — CIPP. Вот прямо сейчас будет понятно, почему:
Модель Стаффлбима
Расшифровка:
Сontext Evaluation — оцениваем контекст развития. Кого будем учить, чему и зачем?

Input Evaluation — смотрим, что имеем на входе. Какой образовательный проект мы хотим? А можем? Чего хотим добиться?

Process Evaluation — оцениваем обучение в процессе. Как все протекает? Какие промежуточные итоги?

Product Evaluation — смотрим на итоги обучения. Как сотрудники отучились? Как теперь работают?

  • 👉 Плюсы модели
    Акценты распределены равномерно по всем этапам: оцениваем и подготовку к обучению, и процесс, и жизнь после. Проходимся по обучению комплексно и собираем объемную картину.
  • 👉 Минусы
    Не хватает фокуса на четких результатах. Получаем в основном ответы, полезные для рефлексии и развития обучения. Чтобы дать бизнесу все ответы об эффективности, нужны будут дополнительные подсчеты.
4. Модель CIRO
  • почувствуй своего ученика
Эта модель похожа на предыдущую, с поправками на человечный подход — учащимся тут уделяется много внимания. Разработана коллективом: Уорр, Берд и Рэкхэем. Иногда ее называют моделью Берда, а более употребимое название — CIRO, и вот как оно расшифровывается:
Модель CIRO
Расшифровка:
Сontent Evaluation — оценка сути обучения. Кого, чему, зачем надо научить?

Input Evaluation — оценка на входе. Как будем учить, оценивать? Какие ресурсы есть?

Reaction Evaluation — оценка реакции на обучение. Что думают учащиеся: как им обучение в целом, что понятно, легко и удобно, а что нет?

Оutcome Evaluation — оценка результатов. Добились желаемого или нет?

  • 👉 Плюсы модели
    Наконец-то уделяется внимание учащимся. Их восприятие обучения влияет на его эффективность — это важный компонент оценки. Модель поможет внимательно запустить обучение и добавить человекоцентричности.
  • 👉 Минусы
    Много ответов, полезных для развития обучения — не хватает четких ответов для бизнеса: как все сработало и окупилось ли.
5. Модель Тайлера
  • четко обучай, четко будет
Проблема обучения, по Тайлеру, в нечетких целях. Что он предлагал:

1. Поставить подробные и четкие цели. Классифицировать их: каждая цель — определенная модель поведения.

2. Продумать, как проверите, что цели достигнуты , то есть модели поведения освоены. Ситуации для проверки, шкалу оценки.

3. Комплексно оценить эффективность. Собрать данные по эффективности обучения и работы после — сопоставить.
  • 👉 Плюсы модели
    Детальная проработка целей — хорошо. Особенно в корпоративном обучении: как в любом бизнес-процессе, тут каждый шаг должен делаться ради конкретной цели.
  • 👉 Минусы
    Фокус смещен на проработку целей — есть риск застрять на этом этапе, замедлить запуск обучения или «выдохнуться» по пути к оценке результатов и недоуделить им внимание.
6. Модель Скривенса
  • пришел, увидел, оценил
Скривенс предлагал приглашать внешнего оценщика, который вообще не в курсе, чему вы обучали и чего хотели добиться. Оценщик посмотрит на результат и диагностирует, эффективно ли обучение.
  • 👉 Плюсы модели
    Снимаете с себя задачу проработки деталей оценки (процесс, критерии). Получаете взгляд со стороны, не замутненный рутиной вашего бизнеса и обучения.
  • 👉 Минусы
    Нужны хорошо подготовленные опытные оценщики. Где таких брать и как проверить надежность? Модель Скривенса — не полноценный способ оценить эффективность, а скорее интересный подход, дополнение к внутренней оценке.
Все модели не идеальны, но жить можно
Самые популярные модели — Киркпатрика и Филлипса. Потому что работают. Одной за 60, другой почти 30 — эффективность, доказанная временем, да. Но мир меняется, компании все разные, вносить поправки в модели можно и нужно. В общем, берете проверенный шаблон, накладываете свою специфику — получаете свою идеальную модель.
Потому что у нас есть все инструменты для запуска обучения, которое работает и помогает бизнесу добиться целей.
Эффективное обучение —
это норма