Кейсы и статьи
Кейсы и статьи
+7 (495) 660-38-43
+7 (495) 660-38-43
Услуги
Услуги
Решения
Решения
О нас
О нас
Функционал
Функционал
Тарифы
Тарифы
Продуктовый подход в HR: как оптимизировать HR-процессы
Продуктовый подход сейчас в тренде. Разбираем, в чем его суть, уместен ли он в HR-сфере, как его грамотно внедрить и какую пользу он принесет компании.
Статья по мотивам вебинара с ProductStar — онлайн-сервисом по обучению современным востребованным профессиям по разным направлениям. Благодарим за спикера с ценным опытом.
Senior Product Manager Авито, 5 лет в разработке HR-продуктов, ведет канал Продуктовая бомбежка
Анастасия Кондрашова
Суть и польза продуктового подхода
Продуктовый подход — способ организации работы. При таком подходе в приоритете бизнес-цели и потребности пользователей, решения принимаются на основе данных. То есть «давай введем это, потому что это нужно нашей компании и сотрудникам», а не «введем, потому что это сейчас тренд».
Важно не просто достичь цели и закрыть потребности пользователей, но и сделать это оптимальным способом. Поэтому в HR где продуктовый подход, там и оптимизация процессов.
Что дает оптимизация в HR:
  • Компания экономит деньги. Когда HR-процессы занимают много времени, а команда закрывает абстрактные потребности — компания теряет деньги. Когда процессы не перегружены лишними этапами и ролями, команда закрывает реальные боли — ресурсы компании тратятся рационально.
  • Повышается качество работы. Разгружаем HR-команду от лишней рутины — освобождаем время на другие задачи
  • Снижаются риски. Чем меньше этапов — тем меньше рисков, которыми надо управлять.
  • Проще управлять процессами и масштабировать. Вместо множества несогласованных процессов делаем единый, который будет проще в управлении и дешевле в поддержке. А значит, его будет проще масштабировать.
  • Проще отслеживаются ошибки и зоны роста. Чем меньше несвязных этапов работы, тем проще анализировать всю систему и выявлять ошибки и проблемные места.
Как использовать продуктовый подход в HR
  • 1
    Разбираемся, что для вас продукт. Продукты в HR — это инструменты для автоматизации обучения, отбора, оценки кадров. Все, что делает проще работу сотрудников, управление ими и их развитием.

    Но не только. К HR-процессам тоже можно подходить как к продукту. Например, к поиску сотрудников, онбордингу, Performance Review.
  • 2
    Определяем цель — какой бизнес-показатель мы хотим вырастить или оптимизировать. Это поможет понять, на чем держать фокус.

    Если ваша цель — уменьшить текучку во время испытательного срока, то добиваться нужно выправления этого показателя. Остальные метрики (например, удовлетворенность руководителей инструментами для адаптации) вспомогательные. Фокусируемся на главной цели.
  • 3
    Определяем пользователей, чьи потребности вы будете закрывать. Это могут быть сотрудники или кандидаты на работу в компании. А кто именно и какие сотрудники, зависит от конкретной ситуации.
  • 4
    Выдвигаем гипотезы, которые могут помочь нам в достижении цели — ведь мы не знаем, какие потребности и проблемы у пользователей.
  • 5
    Проверяем гипотезы. Для этого общаемся с пользователями и проводим исследования. На этом этапе узнаем реальные проблемы и потребности пользователей. Половина или больше гипотез могут оказаться неверными, но это нормально: так продуктовый подход помогает двигаться в нужном направлении.
  • 6
    Делаем необходимый минимум, запускаем пилотную версию процесса или инструмента. Главное, чтобы все заработало и можно было собрать данные и оценить результат.
  • 7
    Тестируем решение и смотрим на метрики, в зависимости от результата двигаемся дальше. Снова ставим гипотезы, исследуем, вносим улучшения. Когда добились цели, следим за метриками и вносим поддерживающие улучшения.
В продуктовом подходе есть 2 вида метрик: процессные и продуктовые. Первые отражают, насколько эффективны наши процессы, вторые — как работает продукт. Важно понять, что первично: улучшить процесс или продукт. И если процесс, то опираться на процессные метрики.
Кейс Авито: как оптимизировали Performance Review
Пример оптимизации воронки найма
Ошибки использования продуктового подхода
1. Автоматизация вместо оптимизации
Автоматизация не поможет решить проблему, если процесс переполнен лишними этапами и ролями.
Например, есть процесс адаптации. Нам кажется, что он не «взлетает» круто, потому что нет геймификации или систематических уведомлений. Но если вникнуть глубже, понимаем — проблема в том, как выстроен процесс. Например, слишком много ответственных за адаптацию, нет четкого сценария.
Поэтому — прежде чем автоматизировать какой-либо процесс, проверяем, готов ли он к этому.
«Если автоматизировать хаос, то это все равно будет автоматизированный хаос»
Так как все-таки оптимизировать «продуктово»?
Общаться с заказчиками, конечными потребителями, сотрудниками и менеджерами — в разговоре узнаем их «боли» и мотивации. На основе этого:
2. Делать сразу «диснеевский замок»
Заказчик видит идеальный продукт и ставит задачу сразу сделать «диснеевский замок». Но рациональнее делать сначала «избушку на курьих ножках» — пилотную версию, или MVP — и вот почему:
Например, вы запускаете онбординг. Не стоит сразу разрабатывать сложный сценарий и курсы с геймификацией — пропадете в разработке надолго, потратите ресурсы, а задачу так и не решите. Начинать стоит с простого сценария и контента. Сможете быстро запуститься и отладить процесс. А потом уже можно заняться фишками, если у компании будет возможность.
Запись вебинара: