Кейсы и статьи
Кейсы и статьи
+7 (495) 660-38-43
+7 (495) 660-38-43
Услуги
Услуги
Решения
Решения
О нас
О нас
Функционал
Функционал
Тарифы
Тарифы

Разработка курсов и первый опыт онлайн-обучения

Разработали серию курсов для производственной компании. Делимся опытом: как создавать курсы о меняющемся продукте и бережно запустить онлайн-обучение.
Обучение медицинских работников в Teachbase
Кейс
«Албес» — российский производитель отделочных материалов из тонколистового металла. О масштабе компании можно судить по заказчикам: международные аэропорты, Московский метрополитен, спортивные арены для топовых команд России, научные кластеры и крупнейшие медицинские объекты.
О компании
Специфика компании
«Албес» — это 1000+ сотрудников и несколько предприятий: одни занимаются разработкой продукции, другие производством, третьи реализацией.
Крупное производственное объединение
Разная аудитория — разные задачи, нужна гибкая программа-конструктор
Мало просто создать программу — надо бережно внедрить новый формат обучения
Обучают не только сотрудников, но и дилеров
Дилеров тоже нужно погружать в продукт. Сначала эту задачу решали каталоги на сайте и очные тренинги в Учебном центре АЛБЕС на территории производства. Со временем стало ясно: требуется более эффективное решение.
Продукцию «Албес» можно найти в 150+ точках России и СНГ, в том числе в крупных строительных сетях.
Не было дистанционного обучения
Компания пришла в Teachbase с задачей разработать курс для дистанционного обучения — но подобного опыта у нее еще не было.
Практиковалось только самостоятельное обучение по раздаточным материалам и очное обучение в формате продуктовых лекций.
Важный первый шаг: определились с задачей
Разработку мы всегда начинаем с серии интервью и исследований — «раскапываем» реальные потребности и задачи компании. Это помогает проверить изначальную задачу и пойти в правильную сторону. То, что кажется нужным, может оказаться не тем, что действительно необходимо.
Изначальный запрос «Албеса» был один, а после интервью задача трансформировалась. Пришли за универсальным курсом для всех, кто имеет дело с продуктом. Это дилеры и архитекторы, а еще сотрудники компании — менеджеры по продажам.
В процессе разбора потребностей поняли:
Одним курсом потребности разных аудиторий не закроешь — для гибкости лучше разработать программу-конструктор и комбинировать курсы под задачу. Новому сотруднику назначить вводный курс, перешедшему в продукт — подборку продуктовых. А дилеры сами выберут то, что им полезно.
Тем, кто занимается продажами как раз нужна база — общее знакомство с компанией и продуктами. Такой курс пригодится для адаптации новых менеджеров и дилеров, а еще для дообучения сотрудников при переходе на продуктовую должность.
Архитекторам необходимо глубокое погружение в продукт. Это отдельная большая и не базовая задача, ее лучше оставить на будущее, а стартовать с базы.
Как работали дальше: от подбора формата до пилота
Подбор формата
Остановились на формате лонгрида:
Работа с экспертами
Свежо. Заказчик одобрил формат — и за практичность, и за прогрессивность. Лонгрид, в сравнении с привычной презентацией, ощущается как нечто свежее.
Удобно. Предстояло подать большой объем информации, чередуя его со схемами и чертежами. История насыщенная — если уместить такую в слайды, придется жертвовать либо удобством восприятия, либо целостностью. Мы предложили формат лонгрида: по нему можно вдумчиво и плавно продвигаться, он комфортно выглядит и с компьютера, и с телефона.
Эксперты по продукту помогли нам в работе над продуктовыми курсами. Для порядка и упрощения работы мы начали со структуры, а дальше технично наполняли ее. Изучали каталоги компании, разбирали с экспертами трудное и запрашивали недостающее. Информацию «переводили» на простой понятный язык и укладывали в структуру. Эксперты проверяли готовый контент.
С HR-специалистами мы обсуждали рабочие трудности. Например: вот здесь текучка, потому что сотрудники не понимают, как работать с продуктами. Учитываем: курс должен закрывать эту боль. Вообще, вводный курс важно делать вместе с HR-ами, потому что они понимают путь сотрудника в компании, что и как происходит, какие задачи и препятствия есть на этом пути.
Маркетологи помогли отточить подачу курса. Как эксперты по донесению информации до аудитории, они в курсе тонкостей: что часто идет не так при знакомстве с продуктом, что бывает непонятно и как сделать связку между продуктом и продажами.
Ольга Ворожейкина, руководитель Teachbase Content
Мы с экспертами всегда общаемся вопросом: а что это даст учащимся? Нас попросили добавить блок про влагоустойчивость панелей. Можно молча его добавить и закрыть вопрос. Но мы вникаем: какую задачу это решит — просто дополнит курс или додаст учащимся полезных деталей?
Такой диалог, с фокусом на пользе учащихся, помогает не просто подать теорию и учесть пожелания клиента, а сделать эффективный курс — полезный и не перегружающий.
Эксперты объяснили, почему продавцу важно помнить о влагоустойчивости и разбираться в нюансах. Иначе клиент, который пришел за панелями для бассейна, может уйти с неподходящими, а потом вернуться с жалобами на плесень и деформацию.
Содержание
Работая над контентом, мы опирались на методическую базу:
От простого к сложному. Сначала база. Усложнения (например, термины) вводятся постепенно, а не вбрасываются разом. При этом даже самое сложное описывается просто и понятно.
В серии курсов единая структура подачи. Так легче воспринимать информацию и искать ее по курсу.
Рассказывая, сразу показываем. Когда перечисляем цвета профиля, добавляем инфографику, а если делимся кейсами, подкрепляем фотографиями.
Соблюдаем баланс теории и практики. В курсах есть не только итоговые тесты, но и промежуточные задания. Изучил блок теории — закрепил, так информация постепенно и качественно запоминается.
Teachbase Content советует
Не бойтесь браться за продуктовые курсы, даже если продукт постоянно меняется.
Пока мы разрабатывали курсы, в «Албес» происходило обновление каталогов. Два этих процесса удалось безболезненно запараллелить. Мы выяснили, что будет меняться, и договорились, как будем обмениваться актуальной информацией.
При грамотном проектировании курса обновлять информацию легко. Главное — заранее понимать, что точно (или долго) останется неизменным, и подать «непостоянную» информацию в гибком формате. Например, снять видео с базовым обзором продукта. А вариации, которые постоянно меняются, дать списком, который можно просто отредактировать.
Визуальное оформление
Визуал — отдельный большой пласт работы. Правильный визуал ведет по курсу и делает процесс обучения проще, даже если осваивать приходится сложные вещи. А где-то без него не раскрыть информацию. Например, надо именно показать потолочную систему в деталях — чтобы сотрудник понял, из чего и как она собирается, для каких помещений подойдет и смог понятно объяснить это клиенту.
Стиль. Здесь выбрали два ориентира. Легкость, чтобы большой объем информации не ощущался тяжеловесно, плюс строгая простота, для соответствия серьезному позиционированию компании. Сделать просто — сложная работа. Нужно грамотно передать в иллюстрациях все нюансы и не только разбавить информацию, но и сделать ее удобнее для восприятия.
Цвет. За основу взяли оттенки синего — фирменного цвета компании. Исследовали брендбук в поисках цветов-партнеров: выбрали коричневый и охру для неагрессивных контрастов.
Иллюстрации. Курсы иллюстрированы чертежами и схемами продукции. Мы брали исходники у клиента и дорабатывали: убирали перегружающие подписи, выделяли цветом важное, где-то делали дорисовки. Естественно, результат утверждали с экспертами.
Персонажи. Изначальный запрос был на строгий визуал. В процессе мы вместе с заказчиком поняли, что для легкости восприятия сложного обучения стоит добавить эмоциональных иллюстраций с персонажами. Где-то это поможет дораскрыть информацию, а где-то поддержит мотивацию.
Пилотный запуск
Мы всегда запускаем пилот, чтобы быстрее получить обратную связь по курсу. Важно на раннем этапе проверить его в деле, а если что-то стоит доработать — узнать об этом до большого запуска.
В случае с «Албес» пилот был особенно важен, у компании не было опыта дистанционного обучения. Так что проверяли два момента: как сотрудники отреагируют на курс и подойдет ли платформа под будущие задачи компании.
Пилот помог убедиться, что платформа не будет «пылиться без дела», обучение сотрудникам нравится и эту историю стоит продолжать. «Албес» оформил подписку, а мы продолжили работу над остальными курсами.
Teachbase Content советует
Как взять от пилота максимум?
Мы придумали способ подстраховаться: собрали небольшой интерактивный урок с разбором популярных техвопросов. Так пилот помог отточить не только качество контента, но и процесс.
Тестируя курс для «Албеса», мы расспросили сотрудников не только про сам курс, но и про технические моменты. Например, многие жаловались на поведение одного из браузеров. Из-за таких мелочей во время масштабного обучения страдают и учащиеся, и менеджеры, которых атакуют вопросами.
Итоги работы
Разработали
На 8 часов обучения
столько времени в среднем нужно на освоение полной программы
Бережно внедрили обучение
3 вводных курса
для дилеров
для РПО «Албес»
для торгового дома «Албес»
5 продуктовых курсов
Т-профиль
Кассетные потолки
Растровые (грильято)
Фальшполы
Реечные потолки
Посоветовали, как подать обучение сотрудникам и дилерам, чтобы все знали о нем, мотивированно проходили и делились впечатлениями.
Помогли организовать запуск
Чтобы заказчик быстрее получал ответы на вопросы (а подходит ли платформа? а примут ли курс сотрудники?), а не оставался с сомнениями до большого запуска.
Продумали контрольные точки в процессе разработки
Повысить эффективность обучения и качество работы
Помогли клиенту не просто познакомиться с функционалом платформы, а примерить его под будущие задачи.
Провели пилот с правильным фокусом
Помогли
Вывести работу с дилерами на новый уровень
Разгрузить замдиректора и опытных сотрудников
Ольга Маурина, ведущий менеджер по рекламе «Албес»
Профессиональная команда. Совместными усилиями разобрали каждый из курсов на составные элементы. В подаче каждого блока нашли решения, которые доступно описывают сложный продукт на базовом уровне. Удалось сделать не перегруженные и запоминающиеся курсы об основных направлениях деятельности нашей компании.
Работа с личным кабинетом на платформе интуитивно понятна, позволяет формировать и популяризовать программы обучения самостоятельно, без привлечения подрядчиков и дополнительных трат.
Вера Синельщикова, директор по интернет-маркетингу и связям с общественностью «Албес»
Качественная работа и профессиональное взаимодействие с подрядчиком. Удобная платформа, быстрая обратная связь, результативные встречи и комфортный формат коммуникаций.
Проект «Корпоративный университет Албес» считаю успешным в плане финальной реализации. Он позволил нам выстроить процесс онлайн-обучения наших партнёров и сотрудников по производимой продукции производства и корпоративной культуре в целом.
Над проектом работали
Ольга Владимировна Маурина, ведущий менеджер по рекламе

Вера Борисовна Синельщикова, директор по интернет-маркетингу и связям с общественностью.

Екатерина Юрьевна Хомик, начальник отдела маркетинга.

Марина Сергеевна Резолюта, дизайнер.

Сергей Константинович Забегаев, технический директор.
Команда проекта со стороны «Албес»:
+ Команда Teachbase Content
Отлично!
Спасибо! Наш менеджер скоро свяжется с вами.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram с полезной информацией про обучение.
Разрабатываем онлайн-курсы
Для реальности, где все на бегу с телефоном, а бизнесу нужен быстрый результат.
Под ключ — от понимания задачи и подбора экспертов до техподдержки.