Сторителлинг в обучении персонала

Сторителлинг - это прием передачи информации, образов и навыков путем составления истории. Целью сторителлинга является формирование мотивации к определенному действию через ассоциацию слушателя с героем истории.

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Как использовать сторителлинг в обучении персонала
  • Что позволяет сторителлинг
  • Главные правила сторителлинга
  • Как создать историю в Teachbase

Вас также могут заинтересовать другие статьи нашего раздела wiki.

Расскажем как создать свою обучающую историю за 25 минут*

*Уже реализованы более 300 проектов для таких компаний как Инвитро, Кимберли Кларк, Русгидро и многих других.

Чтобы понять, что такое сторителлинг, мы рекомендуем отказаться на время от современных определений этой методики обучения и обратиться к русской литературе. Пожалуй, лучшим примером сторителлинга тех времен являются рассказы для детей известного педагога-новатора В. А. Сухомлинского. Острые, яркие, наполненные смыслом истории этого автора по сей день используют в школах, чтобы на простых примерах рассказать детям о понятиях добра и зла, честности и подлости, лени и трудолюбия, об искренности, взаимоуважении, человечности. Рассказы "Ленивая подушка", "Косточка", "Самые ласковые руки" многие взрослые помнят и сегодня. Написанные простым и понятным языком короткие истории стали прекрасным обучающим материалом в те годы, когда о сторителлинге еще никто не слышал.

Как метод сторителлинг был впервые обозначен и испытан руководителем крупной международной компании Armstrong International Дэвидом Армстронгом. Этот человек разработал и впоследствии описал в собственной книге концепцию "менеджмента через истории" - сторителлинга. Его сборник рассказов стал одной из самых интересных, насыщенных и ярких руководств по работе. В книге описан метод "обучения историями", которые помогают заинтересовать сотрудников, увлечь их своей выразительностью, помочь пропустить работу через личный опыт, получить новые знания в емкой, интересной форме.

Действительно, методика обучения через историю способна производить огромный эффект на аудиторию. Короткие и емкие рассказы, помогают персоналу разрешить существующие проблемы, перенять новые для себя навыки в работе, поверить в собственные силы и возможности, их неограниченность и многогранность. В трехминутной истории можно передать намного больше информации и опыта, чем в длинном семинаре, посвященном чтению корпоративных правил.

Как можно использовать сторителлинг в обучении персонала

Корпоративное обучение можно сделать максимально эффективным и интересным для сотрудников, если включить сторителлинг в программу обучения. Секрет этой методики заключается в том, что само по себе рассказывание историй позволяет передать знания и корпоративный опыт без формального обучения.

"Эта история произошла со мной через неделю после того, как я стал помощником менеджера в компании..." - звучит речь руководителя отдела. И сотрудники все как один настораживаются: "да, он был таким же, как и мы сейчас". Срабатывает обычная психология: "он - "свой", он говорит дельные вещи, я буду поступать также и добьюсь успеха". История, если она подана в хорошем формате, способна не просто вызвать интерес, но и получить знания о работе в компании, понять ее принципы, корпоративную культуру, правила, существующие внутри коллектива.

Сторителлинг позволяет:

  • качественно влиять на подсознание обучаемого;
  • быстро и легко доносить необходимую информацию;
  • обучать персонал нормам и требованиям, которые приняты в компании;
  • сводить к минимуму конфликты между сотрудниками;
  • дать понять персоналу, что каждый сотрудник в общей системе ценен и важен, что работа компании зависит от слаженной и ответственной работы каждого;
  • мотивировать добиваться поставленных целей;
  • экономить время на длительном обучении;
  • демонстрировать наглядно, что вы даете дельные, "работающие" советы и рекомендации.

Главные правила сторителлинга

Несмотря на кажущуюся простоту методики, существует целый ряд правил, которые необходимо соблюдать, продумывая обучающую историю. Ведь в итоге она не должна пройти мимо слушателя. Какие требования предъявляются к сторителлингу сегодня?

Содержание и смысл

Ваша история должна быть максимально реальной. Даже если в ней задействованы вымышленные персонажи, важно помочь слушателю провести параллели с действительностью, его собственным жизненным или профессиональным опытом. Важно, чтобы сюжет истории развивался максимально динамично. Она должна быть наполнена интересными событиями, цепляющими внимание от начала и до последнего слова.

Цели сторителлинга

Грамотно поданная история способна одновременно воздействовать и на мышление слушателя, и на его логику, и на эмоции. При этом необходимо стараться следить за тем, чтобы идея рассказа была максимально понятной тем, кто его будет слушать или читать. Важно следить за тем, чтобы идея не терялась за метафоричностью рассказа.

Презентабельность истории

Чем нагляднее, красочнее, интереснее история, тем проще увлечь в нее слушателя. Яркие, красивые презентации, элементы визуализации, видеоматериалы в сторителлинге имеют массу преимуществ, перед обычным (даже увлекательно написанным) текстом.

Краткость - сестра таланта (с)

Чем проще и короче история, тем больше она цепляет. В сторителлинге нет места "воде", длинным вступлениям, лирическим отступлениям, "заходам издалека". Ваш рассказ должен быть конкретным и интересным, иначе вы рискуете потерять интерес вашего слушателя (или читателя).

Уникальность

Сторителлинг как метод прекрасен тем, что оставляет большое пространство для творчества. Жестких принципов и правил в нем нет. Сделать эффективной можно любую историю: мотивирующей, убедительной, запоминающейся. Этим стоит пользоваться!

Наличие яркого героя истории

Такого, с которого хочется брать пример, опыт которого хочется освоить и повторить. Но при этом - максимально приближенного к "простым сотрудникам". Важно, чтобы аудитория воспринимала героя истории как "своего парня", такого же, как они сами. Тогда в голове рядового сотрудника легко возникнет цепочка: "он был таким как я и смог сделать это - значит, это возможно - значит, я тоже так смогу". Герой истории должен стать элементом мотивации для тех, кому вы хотите передать знания и опыт.

Как создать свою историю в Teachbase

Удаленный сторителлинг (в виде вебинаров, текстовых материалов, фильмов, аудио-рассказов, комиксов, иллюстарций и т.д.) имеет определенные сложности. Основная из них заключается в отсутствии возможности здесь и сейчас наблюдать, как реагирует аудитория на представленный материал.

Но мы всегда рекомендуем человеку, использующему Teachbase для создания обучающих историй, принимать это не как сложность, а как вызов. Поскольку вы не можете в интерактивном режиме полноценно видеть реакцию аудитории на свой рассказ, важно изначально создавать глубокий, увлекательный, нескучный материал, избегая при этом "перегрузки" истории, сохраняя ее значимость и пользу.

В Teachbase представлено множество инструментов для создания качественных материалов сторителлинга:

  • подготовка обучающих курсов;
  • создание тестов;
  • проведение видеовстреч.

Здесь созданы удобные формы для добавления собственных материалов в любом формате, присутствуют дополнительные сервисы для интерактивных заданий, разработаны правила обучения в электронном формате.

Наши программы позволяют разработать и внедрить "реальных" героев в свои материалы для обучения, представить историю в видео-формате, аудио-версии, в виде презентации и пр. Вы сможете делиться яркими историями со своей аудиторией, делать их максимально привлекательными, легко завладевать вниманием слушателей своих курсов.

Делайте историю сегодня!

Сторителлинг стал одним из тех инструментов, который помогает сделать коммуникацию с сотрудниками действительно богатой, эффективной и выразительной. Через историю вы можете донести до персонала необходимые идеи и мысли, обеспечить хороший уровень мотивации в коллективе. Наполненные личным профессиональным опытом рассказы помогают обучать персонал на интуитивном, подсознательном уровне.

Приемы сторителлинга, которые можно использовать во время разработки курсов в Teachbase, помогут вам донести до слушателей свои чувства и мысли, сделать даже сложный теоретический материал интересным, динамичным и ярким. Достаточно просто создать свою историю!

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения