Подпишитесь на Блог Teachbase! Нас уже более 4 000

Блог про eLearning и сферу онлайн обучения, аналитика, обзоры

Особенности e-learning для обучения торговых представителей в Сибирском здоровье.

Особенности e-learning для обучения торговых представителей в Сибирском здоровье.
Щербаков Владимир
Щербаков Владимир06 мая

Лариса Соболева, "Сибирское здоровье":

За год с eLearning мы полностью отказались от офлайн-обучения по продукции

"Сибирское здоровье" - это отечественный производитель и дистрибьютор широкой линейки биологически активных добавок к пище и натуральной косметики. В основе продуктов компании — многолетние научные исследования свойств лекарственных трав Байкала и Горного Алтая. Компания работает 18 лет, и присутствует сегодня в 24 странах, явно демонстрируя успех и интенсивное развитие.

"Сибирское здоровье" реализует товары методом сетевого маркетинга, и обучение персонала для компании - насущная ежедневная необходимость. Уже более года компания работает на платформе Teachbase, на тарифе "Продвинутый". Руководитель отдела дистанционного управления "Сибирского здоровья" Лариса Соболева рассказала об успехах и сложностях в eLearning и дала дельные советы о его эффективном внедрении.

Первый год с eLearning

- Лариса, раскроете нам "секретный ингредиент" успеха "Сибирского здоровья"?

- Их сразу несколько. Во-первых, наши владельцы и топ-менеджеры - уникальные люди, прогрессивные личности: они быстро реагируют и принимают решения, прекрасно чувствуют рынок.

Во-вторых, это четко определенные паттерны: научная основа, экологически чистые ингредиенты, собственное производство и, разумеется, качество за разумные деньги. У нас полностью завершенный цикл товарооборота - от разработки формулы продукта до конечной продажи, и это подчеркивает ответственность компании перед потребителем.

Мы помогаем огромному количеству людей улучшать здоровье посредством нашей продукции и уровень жизни посредством работы нашим представителем.

- Какие задачи корпоративного обучения сегодня реализуются в "Сибирском здоровье" с помощью eLearning?

- Я представляю не сетевую часть бизнеса, а корпоративную: отвечаю за обучение и поддержание высокого уровня сервиса в наших центрах обслуживания. И уже более года мы обучаем наших штатных менеджеров удаленно. В конечном итоге цель такого обучения - повысить качество нашего сервиса.

- Какова общая численность коллектива компании: официальных сотрудников и сетевых представителей?

- Сейчас штатных сотрудников - менеджеров центров обслуживания, 3 логистических центров и самого производства - около 1 000 человек. Представителей, которые занимаются прямыми продажами, по всему миру насчитывается уже сотни тысяч человек.

- Сколько человек администрируют обучение и какова численность аудитории курсов?

- Администрируют двое: я и моя помощница. Учащихся зарегистрировано около 400 человек, при этом активных пользователей - около 250 человек: те, что каждый месяц исправно пользуются электронными курсами и тестами.

Трудозатрат меньше, вовлеченности - больше

- Почему решили обратиться к услугам специального сервиса для онлайн-обучения? Почему недостаточно было, например, возможностей Skype?

- Использование Skype для этих целей подразумевает участие конкретного человека, который будет вещать в определенное время. Нас это в корне не устраивало.

- С чего начали электронное обучение?

- Начали мы с крайне необходимого для нас адаптационного курса для новичков. Центры обслуживания "Сибирского здоровья" разбросаны по миру: от Калининграда до Владивостока плюс заграничные центры. Содержать специального тренера, который ездит и учит - накладно и неэффективно, учитывая наш объект обучения - технические нюансы. Имеющаяся система наставничества тоже не всегда работает, т.е. не всегда возможно отправить наставника по запросу в нужное место.

Электронный вводный курс стал удобной и экономичной альтернативой. С его помощью сотрудник быстро и в простой форме получает знания о специфике новой для него компании, у него формируются правильные ожидания от нашего сотрудничества и т.д. Дистанционный курс дает ответы на многие вопросы, и при этом не подвергает новичка стрессам и большой нагрузке.

- Почему система наставничества проигрывает по эффективности дистанционным курсам? Казалось бы, живой человек здесь и сейчас всегда лучше расскажет, чем любой онлайн-курс...

- В данном конкретном случае с адаптационным курсом - нет. Прежде мы упускали тот факт, что новичкам необходим основательный вводный курс: они должны четко понимать, куда и зачем пришли, как будет построена работа. Наставникам же эти вопросы казались очевидными и не требующими объяснений, они мало уделяли этому внимания.

В итоге у новых сотрудников в голове будто не хватало какой-то важной частицы пазла - не складывалось у них единой картины о предстоящей работе.

- Какие перемены произошли после запуска электронного курса для новичка?

- Люди начали быстрее адаптироваться, интенсивнее проникаться духом компании, разделять корпоративные ценности. Мы каждый год замеряем вовлеченность наших сотрудников, и с начала электронного обучения этот показатель значительно вырос, что доказано результатами внутрикорпоративных исследований, замеров и т.д.

Продолжительность присутствия людей в компании стала удлиняться, значительно снизились затраты на наставников и даже в итоге увеличилось количество положительных отзывов от клиентов - обратную связь мы тоже очень тщательно отслеживаем. То есть, изначальная цель - повысить уровень сервиса у нас совершенно точно достигнута.

- Помимо курса для новых сотрудников, вы еще как-то практикуете онлайн-обучение?

- Да. Недавно мы запустили новый большой курс "Технологии продаж". Мы на него очень рассчитываем, планируем его активно использовать и хотим стоимость обучения снижать, благодаря этому курсу.

Также мы ввели систему тестирования по знаниям о продукции, которая скорее является обучающей, чем контролирующей. Но при этом видно, какое количество людей подключено, и можно фиксировать их вовлеченность и интерес к курсу, который, заметьте, не является обязательным.

С помощью этого курса мы продвигаем новинки и акционные товары - получается хороший рычаг с возможностью получения обратной связи. С его же помощью обучаем новичков всем тонкостям нашей продукции.

В результате я получаю мощный инструмент взаимодействия с сотрудниками из наших центров продаж. Мне нравится, что некоторых сотрудников я никогда даже в глаза не видела, а эффект от обучения есть!

- Контролировать онлайн-обучение сложнее, чем традиционные курсы и тренинги. Помогают ли в этом аналитика и статистика обучения от SaaS-провайдера?

- В старом релизе платформы встроенные в систему отчеты мне не очень нравились, честно говоря, и я не особо активно использовала их. Я скачивала материалы каждого тестирования и обрабатывала их вручную. В новый релиз мы совсем недавно перевели свои курсы, и пока у нас не было повода использовать аналитику Teachbase, мне сложно оценить ее.

Зачем мучить IT-отдел, если есть аутсорсинг?

- Как организовано ваше онлайн-обучение с помощью Teachbase? Использование времени преподавателей они как-то предусматривают?

- Мы разработали курсы, загрузили их в систему и теперь назначаем их конкретным пользователям. Затем отслеживаем результат.

Начало было очень хорошим: мы получили реализацию по многим пунктам, которые нам самим было не под силу организовать. Так, у "Сибирского здоровья" мощная техподдержка и большой IT-отдел. Но когда мы самостоятельно попытались реализовать функционал, переданный сейчас на аутсорсинг, обнаружилась масса нюансов, на которые наш IT-отдел потратился бы много времени и драгоценных ресурсов, и мы поняли: гораздо эффективнее и дешевле для нас передать эту функцию на аутсорсинг. И пока я не вижу никаких предпосылок к тому, чтобы самостоятельно пытаться организовать онлайн-обучение, разрабатывать для этого специальные программные продукты и т.д. Заметьте, это при том, что мы пока не освоили в полной мере весь функционал Teachbase на нашем тарифе.

- Хотелось бы что-то улучшить в процессе онлайн-обучения?

- Сейчас хочется сделать сам процесс более интересным: например, напрашивается геймификация курсов. Сейчас приходится поддерживать интерес людей к обучению всяческими мотивационными вещами, а в идеале сам курс должен быть настолько увлекательным, чтобы людям просто хотелось учиться без дополнительных стимулов с нашей стороны.

- Все ли устраивает на сегодня в cочетании возможностей вашего тарифа и его стоимости?

- Мы работаем на тарифе "Продвинутый" - это около 18 тыс. рублей в месяц. Причем, если бы не наше ежеквартальное бюджетирование, мы могли бы оплатить сразу за год, и тем самым получить скидку.

Я считаю, для обучения 500 сотрудников, плюс мы еще периодически подключаем наши частные предприятия-франчайзи, это очень адекватные деньги. Хоть я и пожаловалась было на недостаток функционала, на деле я пока даже не готова его весь задействовать, только планирую в теории. Так что цена-качество меня устраивает полностью.

- Приходилось ли доказывать эффективность передачи IT-поддержки онлайн-обучения своему начальству?

- Возможность бесплатного доступа к Teachbase полностью исключила эту сложность. Кстати, прекрасный маркетинговый ход, на мой взгляд. Ты подключаешься, пробуешь, делаешь выводы и дальше уже принимаешь решение, стоит ли переходить на профессиональный тариф.

Мне пробная версия очень понравилась, и мои слушатели тоже были очень довольны.

Чтобы самостоятельно организовать подобный функционал, как я уже сказала, пришлось бы изрядно потратиться. Но мало организовать - пришлось бы еще и технически поддерживать весь процесс. Так что уговаривать мне никого не пришлось, было очевидно, что для корпоративного онлайн-обучения персонала в "Сибирском здоровье" аутсорсинг - отличное решение, которое экономит время и деньги. Так, мы полностью на сегодня исключили офлайн-обучение по продукции,

- Что меняется в ваших онлайн-курсах с выходом на иностранные рынки?

- Прежде мы в основном работали с представительствами в других странах, работая с русскоговорящими сотрудниками. Однако недавно мы вышли на рынки Индии и Вьетнама, и там мы имеем дело с не говорящими по-русски сотрудниками. В связи с этим сейчас мы постепенно переводим свои учебные продукты на английский, и это занимает немало времени.

На сегодня это не особенно эффективно работает, но причина здесь кроется скорее в немногочисленности сотрудников-иностранцев. Когда речь идет о шести таких обучаемых, оттягивать ресурсы компании кажется мне не очень эффективным.

Elearning - это масштаб, и мы лишь в начале пути

- С чего вы бы посоветовали начинать организацию онлайн-обучения своим коллегам из других компаний?

- Перво-наперво должна быть четкая цель и ответ, зачем конкретно необходимо внедрять онлайн-обучение. Для большинства здравомыслящих людей этот вопрос вроде бы решен: если я приступаю, то понимаю, зачем.

Но дальше очень важно выделить, какую конкретно область знаний стоит передавать сотрудникам онлайн. Казалось бы, есть масса информацию, и которую можно распространять посредством eLearning, но на деле далеко не всему можно научить дистанционно.

Также нужно придумывать интересные формы обучения - интерактив, например. И очень хорошо, если дистанционное обучение будет завязано на мотивацию конкретной категории персонала. Мой опыт показывает: без серьезной мотивации обучение становится неэффективным. Люди могут "пройти" курс для галочки, но у них не останется без интереса никаких реальных знаний после этого.

- Обобщая, какие основные минусы и плюсы, на Ваш взгляд, есть у формата онлайн-обучения?

- Очевидный плюс - масштаб: одним курсом можно охватить все рынки своего присутствия. Также это скорость, гибкость - можно что-то менять в курсе обучения, добавлять. удалять блоки и т.д. Возможность контролировать и анализировать тоже дорогого стоит: мы можем отслеживать, в каких городах и странах люди очень активны, где - не особо. И дешевизна онлайн-обучения, это само собой.

Основной недочет, на мой взгляд, - сложно проверить, что остается на выходе у человека в голове. Я не всегда понимаю, какие знания почерпнул человек.

Некоторые навыки формировать очень сложно. Так, в случае с курсом обучения эффективным продажам мы все равно будем подкреплять дистанционное обучение офлайновыми тренингами, т.к. навык продаж для нас сформировать - задача очень важная.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы онлайн-обучения для российских компаний в целом и для "Сибирского здоровья", в частности?

- Я уверена, что процент использования eLearning совершенно точно будет расти - это вопрос времени. Сами формы обучения - курсы, обучающий контент - будут развиваться, видоизменяться, превращаться во все более интересные - геймифицированные, например, или их будут включать в канву рабочего дня сотрудников. На сегодня же мы находимся в самом начале пути использования всех преимуществ онлайн-обучения.

comments powered by Disqus