Подпишитесь на Блог Teachbase! Нас уже более 4 000

Блог про eLearning и сферу онлайн обучения, аналитика, обзоры

Методика преподавания онлайн: ошибки и решения

Методика преподавания онлайн: ошибки и решения
Сергей Король
Сергей Король23 марта

Меня зовут Сергей Король, я редактор. В 2016 году совместно с онлайн-университетом «Нетология» я запустил курс «Копирайтинг. Пишем профессионально». За год курс успешно прошло около 200 учеников, сейчас программа обучения расширяется и к запуску готовится новый курс.

До «Нетологии» у меня не было опыта преподавания в онлайне. Я не знал, как правильно составить программу, как вести себя во время вебинара, как придумать практические занятия. Свои опыт и знания я добывал на практике: совершал ошибки, исправлял недовольство учеников, боролся с недовольством самим собой.

Расскажу, что узнал за год преподавания. Моя статья будет полезна тем, кто ведет свои образовательные проекты или только собирает этим заняться.

Непонятно, кто твоя аудитория. Моя первая проблема была в том, что я не знал своей аудитории.


На курс записывалось по 30-40 учеников, но это были самые разные люди. Был студент, который не писал ничего кроме рефератов в институте. Был пенсионер, что хотел создать на курсе свою статью о пчеловодстве и толком не умел работать на компьютере. Я чувствовал себя водителем автобуса — кто сел, того и вези.

Это серьезная проблема, непонятно, как с ней справляться. Вводить экзамен на поступление или фильтровать по навыкам? Снижает конверсию. Учить всех подряд? Половина останется недовольной.

С этой проблемой мы до конца не справились, хотя используем сразу два метода решения:

  • Просим заполнить анкету при поступлении. Так можем отфильтровать неподходящих людей и психологически подготовиться.
  • Разделяем курс на два: базовый и профессиональный. Для профессионального вводим повышенные требования к поступлению.

У учеников слабая мотивация. Каждый из прошедших потоков курса можно было разделить на две части. В большей части оказываются ученики с низкой мотивацией: им хочется, чтобы их учили. В меньшую часть относим активных студентов, которые тянутся сами.

Активные студенты создают преподавателю немалую загрузку: с ними приходится отдельно созваниваться по скайпу, отвечать на вопросы, тщательней проверять домашку. Кажется, что два активных студента загружают преподавателя как пять обычных.

Но обычные студенты со слабой мотивацией — это проблема для курса. Кажется, что они учатся и научиваются плохо. Курс кажется им бесполезным, ожидания от обучения не оправдываются. Студенты без мотивации либо уходят с мыслью «Блин, наверное я какой-то глупенький», или ругают курс.

Чтобы повысить мотивацию учеников, нужно повысить активность курса: почаще публиковать заметки и ссылки в закрытую группу в фейсбуке, давать развернутые комментарии к каждой работе, начинать лекции с краткого разбора домашек. В будущих курсах я планирую делать для учеников еженедельную рассылку с новостями текущего курса.

Еще хорошо постоянно собирать обратную связь. Можно делать 3-4 промежуточные отсечки, в конце каждой недели или после каждого занятия. Если впечатления немотивированных учеников ползут вниз, нужно сразу подбрасывать поленья в огонь программы: дать веселую домашку, написать историю в группу, созвониться с некоторыми.

Домашка бывает нерелевантной. В одном из уроков курса я прислал черновик своего собственного текста, который готовил для клиента. Это статья о том, почему в инстаграме банят за обнаженные снимки, и как с этим бороться. По условиям домашней работы из черновика нужно сделать хорошую статью. В том числе нужны иллюстрации: требуется вставить в статью правильно и неправильно прикрытые обнаженные снимки.

Некоторые ученики посчитали такое домашнее задание оскорбительным. Дошло даже до маленьких скандалов. Пришлось срочно составлять для них другую домашку. А я-то наоборот думал, что будет интересно и весело!

С домашними заданиями приходится нащупывать баланс. Идеальная домашка основана на задачах учеников. Кому-то нужно написать серию писем, кого-то начальник заставляет вести блог, а кому-то нужен лендинг. Однако разбирать такие домашки архисложно. Вместо преподавания для 50 учеников автор курса получает 50 мини-проектов.

Кроме того, сложные домашки снижают мотивацию учеников (которая и так не очень высокая). Появляются студенты, которые перестают делать домашку и «окукливаются». Слишком простые домашки также снижают мотивацию.

Рис. 1 Проверка домашних заданий в «Нетологии»

За несколько потоков курса мне удалось откалибровать домашние работы. Сейчас я даю смесь из боевых задачек и развлекательных.

Боевые:

  • Отредактируйте текст о продвижении товаров шинной тематики.
  • Напишите понимание задачи о посте в блог.

Развлекательные:

  • Расскажите о проблеме, которая случилась у вас из-за недостаточного планирования.
  • Составьте список из 10 любимых блогов. Расскажите, чем они вам нравятся.

В некоторых случаях соглашаюсь на домашку по рабочим проектам учеников.

От вебинаров устаёшь. Раньше мне казалось, что я легко выступаю перед людьми, не устают от такого и даже наоборот — заряжаюсь. Но я быстро понял, как ошибался.

Двухчасовой вебинар перед учениками выматывал меня полностью. Я уставал сильнее, чем от тяжелой физической тренировки. Не было сил говорить с супругой, не было желания работать и заниматься домашними делами. Со временем я понял, что остатки вечера после вебинара можно просто списать. Ничего толкового уже не получится.

Однажды у меня выдалась по-настоящему адская неделя: четыре вебинара подряд. После последнего вебинара серии я сел на диван, закрыл лицо руками и сидел так час. Самое обидное, что ученики заметили не мой геройский преподавательский марафон, а только усталость. Им же неважно, почему так получилось — им хочется, чтобы учитель был свежий и рассказывал тему без запинок.Еще я понял, что регулярные вебинары плохо совместимы с отпуском. Пробовал проводить из Шри-Ланки и Берлина, и каждый раз случались накладки. Трудно найти тихое место с быстрым интернетом, непросто учитывать разницу во времени.

Домашка накапливается. В моём курсе ученики проходят по два занятия в неделю, после каждого делают домашнюю работу. На выполнение работы отводится 5 дней.

В идеале студенты равномерно делают свои задания в течение 5 дней, а я их проверяю. Но на деле все оказывается иначе. Ученики делают по две домашки сразу под конец срока сдачи. В результате я могу получить в пятницу 40-50 непроверенных домашек. Чтобы разобрать их, уходит целый день. Кроме того, в некоторых заданий требуется вникнуть: оставить комментарии и даже созвониться, обсудить.

Чтобы разгрузить себя, я чередую простые домашки со сложными. Проверить 20-30 простых — это дело пары часов. На сложные беру больше времени, неделю и больше.

Нужен достойный диплом. У курса должно быть хорошее окончание. Статистика сданных и несданных домашек не годится. В моём курсе ученики готовят несложный диплом — пишут с нуля статью в блог «Нетологии».

Это крепкая боевая задача: нужно выбрать тему и утвердить ее, собрать «мясо» для статьи, написать, отредактировать несколько раз, и наконец сдать статью редактору блога. Авторы тренируют все знания на курсе: переговоры, редактуру, верстку.

Нужны другие преподаватели и аспиранты. Это самая простая проблема, которая решилась сразу же. На любом курсе нужны еще преподаватели и помощники.

Преподаватели разгружают создателя курса. Каждый берет одну или несколько тем, в которой разбирается. На курсе по копирайтингу есть преподаватель о дизайне и вёрстке, два преподавателя по социальным сетям и маркетингу. В результате автор курса ведет примерно половину занятий — в том, в чем он действительно разбирается.

Аспирантов в «Нетологии» набирают из учеников прошлых потоков. Они помогают с базовыми организационным вопросами: как загрузить домашку в личный кабинет, как открыть доступ в гугл-доке.

Предполагаю, что преподавателям на авторских курсах тяжелее. Но пригласить партнёра-соведущего всегда полезно.

Нужна закрытая группа для общения. Обычно на курсе ученики разрозненны. Они живут в разных городах и даже странах, лично не знакомы. Общаются только с преподавателем на вебинарах, и иногда — с куратором курса. Это снижает мотивацию. Кажется, что ученик никому не нужен, что никто не о нём не заботится.

Чтобы побороть это, мы заводим закрытую группу в фейсбуке. В ней публикуем 1-2 записи в день: скидываем полезные ссылки, обсуждаем работы, делимся новостями. Иногда преподаватели пишут отповеди, когда их припекает одинаковыми ошибками в домашних работах.

Рис. 2 Одна из "отповедей" преподавателей

Но чтобы закрытая группа работала, публиковать нужно постоянно. В идеале должен быть аспирант, который отвечает за её ведение. Он постит заметки по расписанию, просит преподавателей опубликовать свои посты. В будущих потоках курса мы пригласим такого аспиранта.

Вкратце:

  1. Опрашивайте свою аудиторию до начала занятий, чтобы немного подстроиться под её интересы.
  2. Работайте над мотивацией учеников: собирайте обратную связь после уроков.
  3. Заведите закрытую группу, в которой будете публиковать полезный, релевантный контент.
  4. Приглашайте других преподавателей и аспирантов.
  5. Не проводите несколько вебинаров подряд.
comments powered by Disqus