Подпишитесь на Блог Teachbase! Нас уже более 4 000

Блог про eLearning и сферу онлайн обучения, аналитика, обзоры

Как у нас, и как у них: российский и западный рынки E-learning как не поддающиеся сравнению

Как у нас, и как у них: российский и западный рынки E-learning как не поддающиеся сравнению
Щербаков Владимир
Щербаков Владимир04 марта

Стремительно развивающийся рынок онлайн-обучения, или E-learning, в последние годы творит настоящую революцию по всему миру. Нарастание возможностей передавать знания дистанционно затрагивает не только фундаментальное – школьное или вузовское – образование, но и вплотную «добралось» до сферы корпоративного обучения. В наш век непрерывного ускорения менеджеры компаний, как один, настоятельно требуют осязать отдачу от вложений в образование своих сотрудников здесь и сейчас.

Западные провайдеры онлайн-обучения сегодня уже взахлеб рассуждают о появлении мобильного сегмента E-learning и выдают полноценные дипломы Гарвардского университета студентам дистанционных отделений. В России, как это часто бывает, игроки рынка E-learning долго и неспешно запрягают сани, покуривая параллельно английские буквари…

Впрочем, можно констатировать: отечественный рынок дистанционного образования сегодня, определенно, есть. Правда, - в младенческом состоянии. Каковы же основные реалии его развития? Что было с ним вчера, и каких прогнозов ожидать завтра? Teachbase предлагает краткий обзор имеющихся на сегодня – весьма скудных - цифр и фактов на эту тему.

Западный рынок E-learning: конкуренция «по-взрослому» и миллиарды венчурных инвестиций

Чтобы оправдать нотки национальной самоиронии в преамбуле, окинем для начала завистливым взором положение дел у западных соседей и даже покусимся немного на глобальный рынок E-learning.

Одно из крупнейших и старейших в мире агентств стратегического консалтинга - Roland Berger Strategy Consultants - в прошлом году на портале elearningindustry.com выложило фундаментальный обзор мирового рынка E-learning. Основное внимание в их статье «Как компании могут извлекать выгоду из онлайн-обучения» уделено корпоративному образованию, обстоятельно приведены тенденции, проблемы и пути решения в этой области. Приведем наиболее интересные тезисы их исследования:

- 3000 компаний – такова на сегодня численность игроков рынка E-learning в Европе.

- 13% в год – таков средний прирост рынка электронного обучения в последние 3 года. К 2018 г. этот показатель вырастет вдвое, прогнозируют в Roland Berger Strategy Consultants.

- Весь рынок электронного образования США, включая корпоративное обучение, сегодня составляет 91 млрд долларов.

- В 2005 г. мировые венчурные инвестиции в E-learning составляли 52 млн долларов. В 2012 эта сумма составила 1 100 млн долларов, т.е. в 20 раз больше.

- 60% всех мировых инвестиций в дистанционное образование приходится на США.

- В 2011 году 51% всех компаний Европы располагали онлайн-подразделениями для обучения своих сотрудников, и больше половины работников на этих предприятиях учились именно дистанционно.

- В 1995 году только 4% компаний США использовали корпоративное электронное обучение.

- В 2011 году 210 млрд долларов было потрачено компаниями всего мира на E-learning. 20 % этой суммы было направлено на корпоративное электронное обучение.

- В Индии за последние три года было основано 140 компаний онлайн-обучения.

Теперь подберем опустившиеся было от мировых размахов E-learning челюсти и вдохнем горький дым Отечества.

Российский рынок E-learning: а мы пока английский подтянем…

Как мы уже сказали, развитие рынка электронного обучения в России идет – очень медленно, но верно. Корпоративный E-learning наши компании тоже видели, знают. Так, один «Яндекс» больше миллиарда рублей уже инвестировал в в подготовку собственных IT-специалистов по интернет-технологиям за шесть лет – с 2007 по 2013 г. Общее число выпускников бесплатных двухгодичных курсов компании сегодня составляет около 300 человек. Эти люди теперь создают сервисы «Яндекс.Пробки» и прочие продукты крупнейшей российской поисковой системы.

shutterstock_190901033.jpg

Представители венчурного фонда Teq Ventures в прошлом году сетовали: в стране остро назрела проблема квалификации кадров. Работодатели сегодня вынуждены днем с огнем искать по-настоящему квалифицированных специалистов, имеющих конкретные практические знания. А выпускники вузов, напротив, негодуют, что им негде реализовать полученные академические знания. Налицо – очевидный диссонанс между потребностями тех и других, между спросом и предложением.

Интересный момент. Партнер Teq Ventures Илья Брейман на прошлогоднем форуме EdTech Russia 2014 рапортовал о специфической сложности для старта образовательных онлайн-сервисов в России. В нашей стране сегодня недостаточно вузов, готовых, подобно Гарвардскому университету или Массачусетскому институту, конкурировать друг с другом за высокие рейтинги, и в этой борьбе по полной программе использовать возможности E-learning, открывать полноценные отделения дистанционного обучения и выдавать их выпускникам конкурентоспособные дипломы. Но такая конкуренция между вузами необходима для старта глобальных проектов.

И еще одно обстоятельство. По данным Евростата, в Европе популярнейшие покупки в Сети - одежда, спорттовары, книги, журналы и электронные учебные материалы. Россияне сегодня чаще всего покупают через интернет одежду, обувь, электронику, книги и журналы, билеты. В этом списке лидирующих позиций учебных материалов, увы, пока нет.

Наконец, на 2014 год эксперты венчурного фонда RusBase планировали объем рынка в 1,6-1,8 млрд долларов. Общий прирост рынка E-learning на 2014-15 гг, по их мнению, в мире должен был составить 50 %, а в России – 30 %. Возвращаясь к результатам исследований Roland Berger Strategy Consultants и озвученной ими скромной цифре в 13 % вплоть до 2017 года хочется задать вопрос отечественным экспертам: на чем же основан их гипертрофированный оптимизм? Возможно, на предстоящей в марте конференции по онлайн-образованию EdTech Russia 2015 будут озвучены ответы на этот и другие вопросы касательно российского рынка дистанционного обучения.

Мы же, авторы блога Teachbase, обязуемся следить за новостями и событиями рынка E-learning в России и оперативно просвещать наших читателей.

Фото: Chatchawan, Rawpixel
comments powered by Disqus