Подпишитесь на Блог Teachbase! Нас уже более 4 000

Блог про eLearning и сферу онлайн обучения, аналитика, обзоры

Денис Каминский, FutureTuday: "Развитие eLearning в России просто неизбежно"

Денис Каминский, FutureTuday: "Развитие eLearning в России просто неизбежно"
Щербаков Владимир
Щербаков Владимир02 мая

Проект FutureTuday - лидер на рынке российского graduate-рекрутмента. Эта компания помогает работодателям находить лучших и перспективных сотрудников из среды нынешних студентов и выпускников вузов, и наоборот. Руководитель FutureTuday, Денис Каминский, - не только прогрессивный предприниматель, эксперт в своем деле, но и действующий вузовский преподаватель. Мы обсудили с ним насущные вопросы об отечественном рынке труда, корпоративном обучении и высшем образовании. Делимся этим интересным диалогом с читателями блога Teachbase. Как обычно, многие вопросы мы рассматриваем через призму eLearning.

Особенности рынка труда в сегменте "Специалисты без опыта и студенты"

- Денис, на Ваш взгляд, насколько нуждаются сегодняшние молодые специалисты в дополнительном образовании при устройстве на работу?

- Нельзя всех под одну гребенку равнять, и здесь потребность зависит от многих факторов.

Так, есть вузы, которые учат лучше, и которые - хуже. В больших вузах на 20-30 тыс. человек, понятное дело, есть очень конкурентоспособные факультеты, есть - менее востребованные. Точно так же в отраслях: есть отрасли с недостаточной научной школой или практическими наработками, другие продвинулись далеко вперед. Поэтому под одну гребенку нельзя всех приравнять, но есть некоторые общие тенденции.

Во-первых, современные выпускники не очень хорошо подготовлены в своей массе к практической деятельности, особенно это касается части универсальных навыков: они плохо работают в команде, плохо пишут и анализируют информацию, у них проблемы с критическим мышлением, они не могут отстоять свою точку зрения и т.д. Все эти навыки, однозначно, требуют прокачки.

Касательно предметных знаний для многих компаний я бы отметил сегодня необходимость знания английского, который ребята знают… очень по-разному. В московских экономических и гуманитарных вузах это, скорее, нормальные знания, а местами - так и хорошо. А технические специалисты в этом обычно гораздо хуже, а в регионах с английским и вовсе слабо.

Могу добавить также, что лучше подготовлены к выходу на рынок труда те выпускники вузов, которые за годы учебы сумели выстроить отношения с работодателем с помощью каких-то вузовских программ и курсов профориентации: практики, стажировки, мастер-классы, тренинги и т.д.

- В каких областях и компаниях сегодня наиболее востребовано трудоустройство студентов или молодых специалистов без опыта работы?

- Практически везде. Так, на hh.ru около 30-40 % всех вакансий предназначены для соискателей с минимальным опытом работы. Нет таких исключительных отраслей, где только молодежь или, наоборот, не молодежь.

- Насколько готовы сегодня выпускники без опыта работы или студенты "прорываться" и браться за любую работу, по-Вашему?

- Здесь тоже нельзя всех под одну гребенку равнять, но у поколения Y есть общие характеристики. Если мы говорим о студентах ведущих вузах России, то у их выпускников представления о жизни очень вольготные. Яркий пример: недавно мы проводили карьерное мероприятие для очень одного из самых востребованных работодателей, и изначально мы пригласили для посещения 110 соискателей - учащихся и выпускников московских вузов. Все клятвено обещали быть. В итоге на мероприятие приехало 28 человек (поскольку мы изначально ожидали высокого «недохода», количество участников было в рамках запланированного). Т.е. уровень безответственности достаточно высок. Он всегда был таким, но прежде нормой посещения было процентов 50 от подтвердивших свое участие накануне гостей, а четверть - это какой-то новый тренд.

В других вузах проблем побольше, и там все зависит от студента - насколько он хваткий, целеустремленный и т.д.

Если говорить об отраслях, то по нашим исследованиям среди 6 500 студентов из 27 вузов Москвы, Питера, Новосибирска и Екатеринбурга больше всего желающих оказалось работать в сфере банков, инвестиций и лизинга, на втором месте по популярности оказалось направление маркетинга, рекламы и PR. Далее идут по убыванию госслужба, развлечения и массмедиа, IT, бухгалтерия и наука/образование.

"300 лет надо стричь траву, чтобы она стала такой же, как в Англии"

- Корпоративное обучение новоприбывшим на работу более актуально применительно к молодым специалистам или наши работодатели больше сил вкладывают в опытных сотрудников?

- Корпоративное обучение необходимо всем и всегда, просто разным вещам учат.

Новым людям нужно выяснить ассортимент, они должны получить базовые знания - как продвигать, продавать, считать баланс и т.д. Более опытных обучают другим вещам - новые технологии, изменения корпоративной политики и т.д. Если человека повышают, он должен понимать, как справляться, например, с управлением людьми, если он раньше этого не делал, а был просто функциональным экспертом.

- Наблюдаете ли вы разницу между подходами к корпоративному обучению онлайн между российскими и западными компаниями?

- Конечно, в зарубежных компаниях к этому более структурированный подход. Российские компании в этом направлении двигаются, но у них меньше практик, конечно. У западного бизнеса есть уже глобальные системы LMS (Learning Management Systems), базы курсов, готовые методики. Это все огромная работа: разработать, методические материалы, положить их на специальную платформу и т.д.

- Почему, как Вы думаете, наши компании так же активно не используют формат eLearning в корпоративном обучении?

- Потому что как в анекдоте: 300 лет надо стричь траву, чтобы она стала такой же, как в Англии. Здесь тоже есть некоторые вещи, которые требуют времени, чтобы компания структурировала свои знания и научилась их передавать в форме eLearning. Если же бизнес приносит прибыль, невзирая на… так скажем, не до конца обученных сотрудников, то и слава Богу. Пока такой - экстенсивный - путь развития актуален, наши компании будут его придерживаться. Но если такой путь исчерпан, придется учиться продавать по-другому: с помощью более качественного персонала, более глубокой его подготовки и т.д.

В общем, обращение бизнеса к онлайн-обучению - процесс не одномоментный.

- Наша технологическая база для eLearning сильно отстает от западной, вероятно?..

- Я бы так не сказал. Потому что есть, например, много условно бесплатных решений, на которых сейчас любой желающий может построить свое LMS. Другое дело, что этим надо заниматься и разбираться в этом. А это, как я уже сказал, вопрос стимула.

Возможности eLearning глазами преподавателя

- Денис, Вы не только предприниматель, но и преподаватель. Приходится ли во второй деятельности сталкиваться с обучением в формате eLearning?

- Да. В некоторых вузах есть уже элементы онлайн-обучения. В рамках Фестиваля Науки МГУ меня, например, просили записать лекцию по маркетингу, она сейчас доступна на YouTube. У МГУ есть distant.msu.ru, у Вышки есть курсы на Coursera и т.п.

- Замечаете ли Вы принципиальную разницу в результативности преподавания между чтением лекций "живьем" и онлайн?

- Чтобы оценить эффективность, нужна какая-то метрика. Сегодня у меня все-таки нет на четкого понимания, как эту разницу оценить.

- Насколько Вам лично комфортно преподавать онлайн по сравнению с традиционным чтением лекций?

- Есть свои особенности: конечно, при личном контакте с аудиторией ты лучше ее понимаешь, есть эмоциональное взаимодействие, ты считываешь невербальную информацию от своих слушателей. Но в преподавании через eLearning тоже есть свои преимущества.

Так, тебе элементарно не надо ходить к своей аудитории - что может быть проще? Плюс к этому - у тебя есть некоторые удобные опции: ты знаешь, что все точно сидят у компьютеров, и ты можешь проиллюстрировать лекцию или вебинар каким-то видеороликом, картинками, графиками и т.д. Можно с помощью определенных программ устроить симуляцию конкретных ситуаций, провести онлайн-голосование и т.д.

- В престижных вузах США и Европы сегодня уже работают полноценные онлайн-отделения. На Ваш личный взгляд пусть не полного эксперта в eLearning, но человека "в теме": можно ли сегодня говорить о том, что в России в обозримом будущем в вузах можно будет получать дипломы по результатам онлайн-обучения?

- Разговоров об этом много. Частично eLearning уже внедряется: некоторые вузы, например, МЭСИ (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики) уже давно делают ставку на дистанционное образование, другие, как я уже сказал, выкладывают свои курсы на Coursera. Есть специализированные площадки, например, Московский Социальный Гуманитарный Институт, у которого большая работа идет по онлайн подготовке и переподготовке дефектологов.

Можно ли конкретно говорить о дипломах отделений электронного обучения? Я знаю, что 1 апреля в Москве проходила конференция, на которой представители ведущих вузов как раз обсуждали, как онлайн-курсы могут засчитываться российским студентам при получении стандартного высшего образования.

В любом случае, если в России будет хотя бы частичная возможность получать высшее образование через eLearning, это будет огромным плюсом для регионов, в первую очередь, где образовательные возможности всегда гораздо хуже.

В целом, eLearning предоставляет шанс сейчас огромному количеству людей выбрать что-то интересное для себя и продолжить свое развитие. Я сам сейчас с удовольствием изучаю на Coursera курс "Программирование на Python".

Уверен, что развитие eLearning в том числе и в нашей стране в ближайшие годы просто неизбежно. причем во всех сферах: корпоративное обучение, профессиональное и т.д.


comments powered by Disqus